Большую часть времени Владимир Лысенко живет нормальной жизнью: ходит на работу в Институт теоретической и прикладной механики в Новосибирске, исследует малопонятную для обывателя "механику жидкости, газа и плазмы", пишет монографии. Но три месяца в году (два - законный отпуск плюс еще один без содержания) отводит душу. Доктор физико-математических наук и автор 150 научных работ ходит простым матросом на океанских судах, сплавляется на катамаранах по горным рекам с ледников Тибета и прячется в зарослях коки от колумбийских партизан.
Спасибо, что живой
Вы побили мировой рекорд путешественника из ЮАР Майка Хорна, который совершил кругосветку по экватору за 17 месяцев. А ваш результат?
Владимир Лысенко: 260 дней. Но в целом на проект ушло 8 лет. Хорн прошел с отклонением от экватора до 5 градусов. Так путешествовать значительно проще, поскольку можно выбирать удобные и безопасные маршруты, особенно в Африке и в Южной Америке.
Я же поставил себе задачу: отклоняться от экватора не больше чем на 2 градуса, вне зависимости от того, опасна ли дорога. Риск, конечно, был: в Демократической Республике Конго (бывшем Заире) идет война, в Колумбии районы близ экватора под контролем партизан.
Принял решение: сначала провести трансафриканский этап, а уже потом все остальное. Ведь если меня грохнут в Заире, то зачем мне до этого геройствовать, скажем, в Южной Америке?
Маршрут было реально пройти за год, но для этого нужны большие деньги. У меня их нет. Я - ученый, у меня зарплата 30 тыс. рублей, с премиями - до 35 тысяч. Чтобы путешествовать, использую технологию делового партнерства: нахожу людей, которые оплачивают поездку, а сам выступаю в роли организатора: прокладываю экстремальные маршруты, договариваюсь с проводниками, оформляю визы и т.д.
Как пробиваетесь сквозь страны, где идет война?
Лысенко: В ДРК я правильно выбрал маршрут: выяснил, что партизаны в тот момент воюют на северо-востоке страны, я их обошел южнее: на моторной лодке до Мбандаки, а затем на машине до границы с Угандой. Но, в общем, просто повезло: могли убить или взять в заложники. Например, в Колумбии повстанцы обычно иностранцев не убивают, а захватывают и назначают выкуп: обычно 20 тыс. долларов. Люди сидят в плену годами. За моих деловых партнеров, возможно, такие деньги бы и внесли. А мне, боюсь, там бы сидеть и сидеть.
На чем путешествуете?
Лысенко: Да на всем, включая велосипед и каноэ. Расклад в экваториальной кругосветке такой: на моторных судах прошел 23 500 км, на моторной лодке - 7260 км, на машине - 4500 км, на яхте - 4170 км, пешком - 450 км, на велосипеде - 180 км, на каноэ и каяке - 16 км.
Маршрут по странам: в Африке - Габон, Конго, ДРК, Уганда и Кения, в Индийском океане - Мальдивы, Индонезия, в Тихом - Науру и Кирибати, в Южной Америке - Эквадор, Колумбия, Бразилия, в Атлантическом океане - Сан-Томе и Принсипи. Прошел по экватору 40 076 км, стартовал и финишировал в столице Габона Либревиле.
И визы везде оформляете?
Лысенко: А как же, хотя в той же Африке все продается и покупается. Но за визово-пограничные нарушения там таких денег с вас потребуют! Вот, например, в Габоне я пропустил погранпункт, вышел сразу к пограничникам Конго. Но не возвращаться же на 20 км назад! Пришлось заплатить. Пропустили.
Из дневника:
"Если в Конго постоянно привязывались полицейские с требованием дать им деньги, то в ДРК к ним добавились многочисленные военные и сотрудники ГБ: я должен был регистрироваться в каждом населенном пункте за 10 долларов. Но можно было торговаться".
В Париж на каноэ
Маршрут заранее составляете или на месте импровизируете?
Лысенко: Всё рассчитываю дома тщательно. Но многие решения надо принимать на месте. Скажем, еще в России я договорился с капитаном яхты "Планида": подберет меня на Мальдивах и подбросит до Индонезии. Но откуда мне знать, на каком судне мне удастся добраться из Африки до Мальдив? В Индийском океане сначала шел на катере, потом вернулся в Конго, устроился матросом на грузовое индийское судно.
А на яхте?
Лысенко: Там нас было шестеро, я был на правах члена экипажа, честно стоял две смены по 4 часа. Пришли в Индонезию, на Суматру, яхта пошла своим путем (они совершали свою кругостветку), я - на катере до Калимантана. Затем - на лодке вверх по реке, пеший переход через горный хребет, сплав. Потом опять на судно, и так - до Новой Гвинеи.
Посетил два интересных острова - Науру и Кирибати. Если Науру самое маленькое островное государство в мире, то Кирибати, напротив, это очень много маленьких островов, разбросанных в океане на расстоянии в 4 тыс. км. Острова, особенно Науру, сказочно красивы. У нас они малоизвестны, а местные не помнят, чтобы к ним заезжали туристы из России. Но при этом имеют свое представление о нас.
Из дневника:
"Интересна реакция одного науруанца: "Россия? О, русская мафия! Я был в Австралии, там заправляет русская мафия. Оружие, разборки! В России холодно, опасно жить. Да, тяжело вам приходится!".
Несмотря на такое сочувствие, он всем своим видом показывал, что считает меня представителем русской мафии, прибывшим в Науру устанавливать контроль над фосфатными разработками".
Посещение этих сказочных островков - дорогое удовольствие?
Лысенко: Довольно-таки. Виза в Науру - 100 долларов, заказываешь на их сайте заранее, платишь на месте. На острове всего два отеля, в одном ночлег - 80 долларов, во втором - 100. Они долго разрабатывали фосфаты, потому на Науру относительно высокий уровень жизни. А отношения простые. У входа в президентский дворец нет охраны, можно зайти в гости к главе государства.
На следующем судне дошел до острова Тарава. Здесь во время войны шли жестокие бои между американцами и японцами, много военных памятников.
Остров Рождества я объехал по периметру, вышло 100 км. Места удивительные: начинал путешествие в Лондоне, затем проехал Париж и Польшу и вернулся в Лондон. Такие названия у местных поселков. Там же провел научно-исследовательскую экспедицию: искал таинственный японский космодром Аэон. Но ничего не нашел, проект по неясной причине Япония забросила.
Звездный час
В океане обошлось без ЧП?
Лысенко: По Тихому океану шел на 40-метровом американском парусно-моторном судне. Меня взяли матросом за 100 долларов. В первый же вечер капитан поставил к штурвалу, показал курс по компасу и ушел отдыхать. У меня вахта с 20.00 до полуночи. Стою один, вся команда спит. Представьте: ночь, Тихий океан, и ты в полном одиночестве. Непередаваемые впечатления. Я ведь даже не знаю, где там стоп-машина, как давать "полный назад".
Капитан потом заглянул в рубку, проверил курс, сказал, что все o key. И опять оставил меня одного. Какой-то американский экстремальный метод по обучению судовождению. Но потрясающий кайф и колоссальное удовольствие: тишина, звезды, луна, огромный океан, и ты - песчинка во Вселенной.
Позже были еще впечатления, в частности, от флоры и фауны Галапагосских островов. Остаток маршрута по Тихому океану прошел матросом на чилийском сухогрузе.
Самый экстремальный этап кругосветки - Южная Америка. Эквадор пересечь было относительно несложно, а вот в Колумбии пришлось передвигаться по зонам боевых действий. Огромная территория, которую правительство не контролирует. При нас была перестрелка: с одного берега вели огонь солдаты, с другого - партизаны.
Третья сила там - наркомафия, у которой здесь плантации коки. Причем наркокартели платят партизанам за то, чтобы их не трогали.
Что в итоге? Я полгода искал, кто бы провел меня по Колумбии. Власти наотрез отказали, вышел на ФАРК - это леворадикальная повстанческая группировка. У них есть сайт, в том числе и на русском. Но они мне тоже отказали: объяснили, что вас убьют правительственные солдаты, они сволочи.
В конце концов знакомый профессор порекомендовал местного проводника, который за 20 тыс. долларов согласился провести. У меня не было таких денег, нашел компаньона, бизнесмена из Новосибирска, который заплатил за нас обоих.
А к наркокартелям за разрешением не обращались?
Лысенко: Они там самая слабая сила, никого не трогают. Мы у них-то и устраивались на ночлег: наш проводник с ними как-то договаривался. Кругом - плантации коки. Переночуем в их хижине, завтрак - и на реку, шли по Rio Caqueta. Днем приставать к берегам нельзя, партизаны возьмут в плен.
Вы были вооружены?
Лысенко: Иметь там оружие - самоубийство. Когда твой оппонент видит, что ты не вооружен, есть шанс выжить.
А места красивые, кстати: каньоны, пороги, водопады, в частности Араракуара (Сальто Дьявола). На берегах черепахи и птицы, похожие на цапель. Только купаться там не стоит: крокодилы, пираньи.
В Бразилии часть маршрута шел пешком, порой в полном одиночестве. После Колумбии риск уже не ощущался.
Атлантику пересек отчасти на катере, отчасти на бразильской яхте, а в Либревиль вошел на небольшом судне. Маршрут замкнулся, полный круг вокруг Земли.
досье "РГ"
Владимир Лысенко родился в Харькове, окончил Харьковский авиационный институт и аспирантуру Сибирского отделения РАН. В 1991-1996 гг. первым в мире сплавился на катамаране и плоту по горным рекам, стекающим с высочайших вершин мира, всех 14 восьмитысячников (в Непале, Китае, Индии, Пакистане) и самых высоких вершин всех континентов. В 1996 г. установил рекорд высокогорности сплава, спустившись с Эвереста от ледника Восточный Ронгбук с высоты 5600 м.
Первым из россиян сплавился по горным рекам в гималайском королевстве Бутан. Также провел велосипедную кругосветку и первое в истории России автомобильное кругосветное путешествие по оригинальному маршруту - через крайние точки континентов.