Алексей, мой первый вопрос как раз касается идеи фильма. Насколько я знаю, ваша героиня, молодая журналистка Мария, неожиданно переносится на два века назад и становится очевидцем великих событий войны 1812 года. Мне этот сюжет напоминает фильм "Мы из будущего", когда молодые люди перемещаются из сегодняшнего времени в Великую Отечественную войну.
Алексей Пивоваров: "Мы из будущего" - игровой художественный фильм. У нас документальная драма. Они сделаны в разных жанрах. И у нас несколько другой сценарий. Но теоретически все телепродукты похожи один на другой.
Будет ли у фильма "Отечественная. Великая" нечто общее с вашими предыдущими работами? Я имею в виду документальные драмы "Ржев", "Москва. Осень. 1941-й", "Вторая Ударная. Преданная армия Власова". Он сделан в такой же стилистике?
Алексей Пивоваров: Мы сделали следующий шаг в развитии документальной драмы на российском экране - вообще отказались от ведущего как такового и заменили его актерами, которые создают ключевые образы. В нашем фильме действительно есть журналистка, которая согласно сюжету сталкивается с участниками клубов военно-исторической реконструкции. И они воссоздают с точностью до всех деталей исторические события, связанные с войной 1812 года - военную форму, оружие и так далее... Участие в военных реконструкциях - это достаточно популярное движение во всем мире, к примеру, возьмите события на Бородинском поле, что проходили 1 сентября в этом году и проводятся каждый год.
Я так поняла, что Марию играет актриса Вера Строкова.
Алексей Пивоваров: Да. Наша героиня - журналистка Мария, которая о войне 1812 года знает так же поверхностно, как и большинство наших современников. Она оказывается среди реконструкторов, которые начинают ей рассказывать то, что знают они. Причем у каждого из них своя правда. Один считает, что войну выиграл Александр I , другой - что Кутузов, третий - что русский народ. А один из них вообще уверен, что в войне 1812 года победил Наполеон. В жарких спорах рождается картина той войны. А их рассказ переносит слушательницу-журналистку в то время, о котором идет речь. Реконструкторы являются и ведущими документальной драмы, и героями войны 1812 года.
А у вас как у продюсера есть своя точка зрения на то, кто выиграл ту войну?
Алексей Пивоваров: Моя точка зрения такая, что зритель, посмотрев наш фильм, сам должен это решить. Я пока не хочу навязывать свое мнение. Хотя оно у меня, конечно же, существует.
Можно говорить о том, что этот фильм для вас как для продюсера новый этап?
Алексей Пивоваров: Безусловно, неинтересно делать каждый раз одну и ту же документальную драму. Если говорить о тех работах, что уже были, то мы старались, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей в первую очередь по картинке. Мне кажется, что в целом, за исключением некоторых провальных моментов, нам это удавалось. Я думаю, что и эта документальная драма тоже будет отличаться по картинке и от предыдущих фильмов, и от следующей работы, которая будет уже этой осенью. Это уже будет мой фильм про раскулачивание.
В фильме про войну 1812 года актеры будут играть Наполеона, Кутузова и других знаменитых персонажей того времени?
Алексей Пивоваров: Знаменитый продюсер Марк Рудинштейн играет одного из реконструкторов и, соответственно, перевоплощается, как нетрудно догадаться, в Кутузова. Так же играют Юрий Чурсин, Олег Любимов и другие.
И Кутузов, и Наполеон сегодня стали героями анекдотов. Как избавиться, рассказывая о войне 1812 года, от пошлости и поверхностности, как говорить о ней достоверно? Вам это удалось?
Алексей Пивоваров: Достоверность категория достаточно простая. Если каждый факт можно подтвердить каким-то документом, если по поводу каждой реплики можно доказать, что она была и такое событие происходило, то это значит, что этот продукт достоверен. И я ручаюсь за достоверность. Мы ничего не придумали и жестко следуем историческим фактам. Единственное лирическое отступление, которое мы себе позволили, - это разговоры реконструкторов у костра, в которых они не рассказывают об исторических событиях, но высказывают свою точку зрения. Эти вымышленные персонажи на самом деле актеры, которые играют роли и одновременно являются ведущими этого фильма. Собственно, новаторского и революционного в этом фильме то, что ведущими являются актеры, на которых написаны роли.