- Со странностями магнитной жидкости столкнулись и наши ученые, - рассказывает Александр Сидоров, аспирант Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ). - Опыты с ними давали совершенно противоположные результаты. По сути, экспериментаторы блуждали в тумане. И тогда было решено обратиться к теоретикам из австралийского Технологического университета города Суинберн. Они в свое время занимались близкими проблемами.
Формулы раскрыли, почему наножидкости настолько капризны и непредсказуемы. Оказалось, что при воздействии температуры и магнитного поля в них возникают колебания. Теоретики назвали их термоволнами. Причем возможен целый "букет" волн вариантов в зависимости от температуры и напряженности магнитного поля.
Теперь стали понятны странности магнитной жидкости, например, при переносе с ее помощью тепла. Иногда вместо того, чтобы расти, он вдруг неожиданно уменьшался. Оказалось, все зависит от режима воздействия.
- Как известно, теория проверяется практикой, поэтому мы поставили серию экспериментов, - сказал корреспонденту "РГ" Александр Сидоров. - Нам удалось войти в область термомагнитных волн и воспроизвести все предсказанные режимы. А главное - показать, как связаны три основных параметра: глубина слоя наножидкости, величина магнитного поля, температура.
Международная группа ученых, по сути, вернула магнитной жидкости вторую жизнь. Из капризной и непредсказуемой она стала управляемой. С ней можно работать в самых разных режимах. Теперь она действительно сулит прорывы во многих областях техники.