10.09.2012 00:04
Общество

Андрей Максимов: Жизнь состоит из огромного количества границ

Текст:  Андрей Максимов (писатель, член Академии Российского телевидения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №207 (5880)
Один умный человек мне сказал: "Наличие границ - есть потенциальная война". Я добавил: "Отсутствие границ есть потенциальная любовь". Вместе получилось так: наличие границ есть потенциальная война, отсутствие границ есть потенциальная любовь.
Читать на сайте RG.RU

Вся наша жизнь - это наличие огромного количества границ: мы ставим их с блаженным придыханием и веселым радостным ёрничанием, местами переходящим в повизгивание. Человека, который не так любит, как мы; не так верит, как мы; не так поёт или играет, как мы; не так понимает политическую ситуацию, как мы; у которого не такие кумиры, как у нас, - такого человека мы сажаем за ограду, чтобы отделиться, и начинаем придыхать, ёрничать и повизгивать.

Чужое не нужно, своё не дорого, но значимо: оно делает нас значительнее. За своё драться не будем, поскольку не очень хорошо понимаем его суть, но против чужого двинемся - лучше ордой, с ироничными улыбками, местами переходящими в победительный смех.

Как же так получилось, что мы создали жизнь, в которой так много границ и так мало любви? Только не надо сразу кивать на политиков: понятно, что они виноваты всегда и во всем. Только в зеркало тоже надо посматривать: для более объективной оценки нашей такой необъективной жизни.

Почему нас совсем не интересуют: чужая любовь, чужая вера, чужая игра и песня, чужое понимание политической ситуации и чужие кумиры?.. Почему так легко забыли: доказывая, ты ничего не узнаешь; узнать можно только тогда, когда слушаешь.

Почему нам так не хочется понимать, но ужасно хочется доказывать, даже не зная точно, что именно? Почему нам стало так трудно любить и так легко драться? Почему у нас кулаки развиты больше, чем сердце? Почему у нас язык всё время разговаривает, а душа постоянно молчит?

Конечно, вокруг все призывают стать сильным, и никто не призывает стать умным. Если передачу "Умники и умницы" поставить в прайм-тайм, а пошлые шоу показывать ранним утром, страна очень быстро изменится, причем в лучшую сторону. Правда, сначала упадет рейтинг. И это решает дело.

Надо искать всё, что может объединить людей. Паралимпийцы. Увы, у меня нет передачи, куда бы я мог их пригласить: будь моя воля, я бы неделю только с ними и разговаривал каждый день - с теми, кого язык не повернется назвать инвалидами. Я прошу коллег: отодвиньте звезд, они никуда не денутся, забудьте про рейтинг ну, хоть на день-другой, поговорите с этими людьми. Они ведь могут очень многому научить нас - тех, кто искренне считает себя людьми с неограниченными возможностями. Они могут рассказать, как ограниченные возможности помогают человеку остаться человеком. А мы умеем остаться людьми? Со всеми нашими принципами, политическими взглядами и жаждой границ? Мы вообще часто ли задумываемся над тем, что в нас есть человеческого, или это не современный вопрос?

Сентябрь на дворе - школьный месяц. Хочешь - не хочешь, а думаешь о том, что у нас называется красивым словом "образование". Границы везде. И чем старше школьник - тем их больше. Девятые классы сразу, с первого сентября, начинают готовиться к ГИА, старшие - к ЕГЭ. Граница между знанием и экзаменом. Чтобы сдать ГИА или ЕГЭ, не надо знать: надо иметь крепкие нервы и способность ставить правильные значки в правильных местах.

Знакомый главный редактор хорошего журнала высказал в своей колонке удивление по поводу катастрофического незнания абитуриентов. Редактор принимал собеседование в престижный гуманитарный ВУЗ. Желая помочь абитуриентке, которая затруднилась назвать романы Достоевского, он решил ей подсказать: "Есть у него такой роман "Братья..." "Стругацие!" - радостно сообщила будущая журналистка. У девушки был вполне высокий бал за ЕГЭ: литература в России к обязательным предметам не относится.

"На границе тучи ходят хмуро..." Причем - всегда. Даже, когда граница эта внутри человека, сквозь душу проходит - хмуро там, невесело.

Несколько дней назад я побывал на Книжной ярмарке в Москве - удивительное место, где границ нет. Вообще. Такой безграничный мир книг. Люди ходят, листают, рассматривают. Самые разные издания. И никто никому не мешает. И никто никого не раздражает. И одни слушают одних ораторов, другие - других. Нормально.

Правда, вдруг заметил, что то тут, то там начинаются легкие споры. Как правило, политические. Ну, не можем мы без границ. Не комфортно нам. Не уютно там, где светло. Нам надо, чтобы тучи ходили, и желательно - хмуро.

Призывать людей забыть про границы, объяснять, что чужой - это не чуждый, а неведомый, незнакомый, то есть интересный, напрасное дело.

Но есть же у нас люди, которые называются интеллигенцией? И еще есть служители разных религиозных конфессий... Вы-то как, господа? Точнее, если не вы, то кто же тогда будет растапливать ледяные границы, пронзившие всё наше общество? Примером, словом, да чем хотите... Принять чужое, как неведомое, неужто это задача совсем уж невыполнимая даже для вас?

... Наличие границ - это потенциальная война. Отсутствие границ - это потенциальная любовь. Значит, не так уж сложно с этой непостижимой любовью: надо просто понять, что чужие, даже кажущиеся глупыми, нелепыми, и - прости, Господи, - даже подлыми люди, тоже люди.

Увидеть в чужом человека, это для жителей XXI века совсем неподъемная задача? Не хочу верить...

Образ жизни