Выпускницу столичного лицея "Вторая школа" готовы были принять лучшие университеты мира. Она выбрала МФТИ и без экзаменов, как призер олимпиады, поступила. Ее школьные учителя рассказывают, что она отличается феноменальной работоспособностью, отличной памятью и умением быстро вникать в суть задачи. Александра из тех, кто одарен разносторонне. Она, наверное, могла бы стать отличным математиком, химиком, филологом, но особо заинтересовалась физикой и добилась больших успехов. Вот что она рассказала "РГ":
- Я поступила на факультет общей и прикладной физики, собираюсь стать биофизиком. Самостоятельно учу иностранные языки - английский, французский, португальскй. Несмотря на то, что в моей семье никто не связан с наукой, у нас много врачей, а моя мама - преподаватель начальных классов, все родные поддержали мое увлечение физикой. А в школе мне разрешали заниматься по особому графику, чтобы было время готовиться к олимпиадам.
В свое время способности девушки разглядели и поддержали именно учителя.
В конце сентября в московских школах пройдет первый мониторинг - обследование уровня развития способностей учеников. Руководить этим большим проектом будут ученые из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), которые планируют обследовать учеников с 3 по 10 классы из 63 школ. Всего ученые обследуют 10 500 человек из 372 классов.Школы, заметим, выбирали не чиновники, а социологи.
Цель тестирования - выявить детей с особыми образовательными потребностями. Ученые хотят проверить еще одну научную гипотезу о том, что резкое снижение темпов развития интеллекта начинается иногда уже в начальной школе. Исследователи из МГППУ признаются: им предстоит тяжкая, но очень нужная работа. И дело даже не в организационных сложностях тестирования. А в том, что наше общество еще не готово к тому, чтобы признать - разных детей надо учить по-разному. Причем уже в начальной школе. В США, Сингапуре, Китае никого не удивляет, что детей делят на продвинутых и не очень, и предлагают им разные программы. У нас - картина иная.
Как ни странно, не все учителя поддерживают грядущее тестирование. Вдруг выяснится, что в школе сплошь серенькие ученики и пятерки, которые они ставят, бездари получают незаслуженно? Директора школ боятся, что по результатам тестирования управленцы сделают выводы о том, что такая-то школа хорошая, а такая-то плохая. Поэтому исследователи настояли на том, что все результаты закодируют и никакой информации в открытом доступе не будет. Впрочем, школа сможет попросить свои данные и узнать, сколько учеников нуждаются в углубленном обучении.
Гения запишут в базу
Такая же непростая ситуация с родителями. Не все хотят, чтобы их дети прошли "независимую экспертизу" на выявление способностей. А вдруг выяснится, что их не так много? Психологи готовы встречаться с каждым и объяснять, для чего необходимо тестирование.
В Концепции поддержки одаренности, которая недавно подготовлена в России, стоит задача выявления таких детей, их поддержка и создание базы данных. Собственно, многое уже сделано. У нас есть база данных победителей олимпиад. Пока что они одни и считаются у нас одаренными. Но это список детей уже как-то проявивших себя. А обследование поможет увидеть потенциал ученика, которые еще, может, ничего не завоевал, но при определенных условиях сможет стать самым лучшим.
2-3 процента детей считаются высоко одаренными.
Составление базы данных - вещь, казалось бы, очевидная. Но психологи и социологи возражают: и это социально болезненный вопрос. Весной этого года несколько престижных школ с высоким уровнем преподавания объединились в Ассоциацию школ, работающих с одаренными детьми. Председателем Ассоциации выбрали Сергея Менделевича, директора московской физико-математической школы N 57. Так вот, когда журналисты стали пытать его, какие еще школы вошли в Ассоциацию, он не стал отвечать: "Сейчас идет запись в школы, не хочу создавать ненужный ажиотаж. Родители кинутся в эти школы, а их детям, может быть, нужны совсем другие".
На вопрос, нужна ли единая база данных одаренных детей, у Менделевича нет однозначного ответа: "Есть много аргументов "за" и "против". Тестирование - первый шаг в этой работе. Мне только жаль, что в выборке школ нет коррекционных".
Урок без расписания
Допустим, ученые определят тех, кому нужны особые учителя и программы. А что дальше делать с этой информацией?
За границей есть несколько способов работы с учениками в зависимости от их способностей. Классы в параллели делят на тех, кто особо одарен, имеет средние способности и не очень успешен. Иногда детей делят на гораздо большее количество групп по способностям. Но гениальным детям в таких группах сложно и для них все равно открывают особые классы и вводят дополнительные программы типа латинского или греческого языка.
Третий способ - разделение детей по успехам в отдельных предметах, когда ученик может быть в продвинутой группе по математике и последней по литературе. Такой способ считается наиболее удачным. И в некоторых школах Москвы его используют. Так что у каждого ученика бывает, по сути, собственное расписание.
Американская школа очень "мобильна": некоторым детям разрешено досрочное поступление в школу, перепрыгивание через классы, при этом классы постоянно делятся на группы, и учителя у них меняются, причем даже в начальных классах.
У нас - пока жесткая система: один класс - один учитель. Как в России будет выстраиваться новая модель работы с одаренными - сказать сложно. Мы только включаемся в гонку за талантами. Ясно, что понадобятся новые учителя. Возможно, перед поступлением в педвузы придется проводить тестирование на профпригодность, как это делается за границей. При этом важно сохранить то, что уже имеет российское образование - сеть особых школ при вузах (СУНЦев) и спецшколы с углублением. Как они будут жить после введения нового стандарта, когда все школы будут обязаны предлагать раздение предметов по уровням, сказать сложно.
Очевидно, что педагоги, которые работают с одаренными детьми, должны больше зарабатывать. У нас предлагается повысить подушевой норматив на таких детей. Например, в Москве на одного ученика дают 120 тысяч в год, а на одаренного школа получит, скажем, 200. За границей педагогам, работающим с одаренными, просто повышают ставку на 2-3 тысячи долларов в год.
Виктория Юркевич, руководитель Городского ресурсного центра одаренности МГППУ:
- Для обследования мы выбрали один из вариантов теста Равена и тест Йельского университета "Аврора". Тест Равена даст представление о так называемом общем, базовом интеллекте на данном этапе развития, а "Аврора" покажет аналитические, творческие и практические способности.
Одна из причин негативного отношения к тестированию - неправильное понимание их задач, а в ряде случаев и использования. Надо понимать, что тесты - не для сортировки учеников, а для помощи педагогам и родителям. Существует важнейшее понятие "особых образовательных запросов" - один ученик боится сложного материала, а другому в школе так легко, что он скучает, и если не усложнять для него задачи, он плохо развивается. В каждой школе есть продвинутые, очень способные ученики, которых не всегда видят их родители и учителя. У некоторых детей способности ярко выражены, а у других они неочевидны, скрыты. У психологов для таких детей есть понятие - "тип развития Эйнштейна". Знаменитый физик, как помните, не разговаривал до 4 лет, отставал по некоторым предметам в школе и дважды сдавал экзамены, говоря нынешним языком, в вуз. А с помощью специального обследования такие скрытые способности можно увидеть. Даже у такого ученика, которого учителя и даже родители считают "сереньким". Мы хотим помочь учителям и психологам организовать развивающие условия обучения для каждой группы детей.
Наталья Шумакова, ведущий научный сотрудник Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО:
- Около 20-25 процентов детей нуждаются в продвинутом обучении. Одаренность может проявляться в разном возрасте. Ее главный признак у детей - повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация. Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком. Более того, в младших классах у одаренного ребенка может быть плохая оценка по иностранному или русскому языку, потому что на начальных этапах изучения этих предметов большое значение имеет механическое запоминание. А для одаренного ребенка это может быть большой проблемой.
Георгий Арабули, преподаватель физики лицея "Вторая школа", Москва:
- Олимпиады - тоже хороший способ выявления одаренных. Но надо иметь в виду, что в 7-8-м классах их выигрывают способные. А в 10-11-м еще и те, кто берет усердием. Считаю, что одаренных детей надо учить либо в специальных интернатах, таких, как СУНЦ при МГУ, либо в спецклассах по особым программам. Может быть, таких программ будет две, три или даже четыре в одном классе. Во всяком случае, мне на контрольных иногда приходилось придумывать и давать четыре разных варианта в зависимости от способностей учеников. То, что предлагается в обычных школах, для них не подходит - слишком просто. Бывает, что одаренность проявляется сразу во всех областях, а бывает, что только в одной, и учителя по другим предметам должны учитывать это. Скажу иначе - делать им поблажки.
Гениальные дети, как правило, некоммуникабельные, зажатые. В обычной школе их заклюют, а в спецшколе, наоборот, ученики поддерживают. Главное, чтобы гениев в классе было немного, иначе между ними начнется соперничество. У нас в параллели в десятых классах часто бывают ученики, которые готовы к поступлению в институт. В прошлом году был гениальный математик, но ему была интересна только геометрия, алгебра его не интересовала, хотя способностей к ней было не меньше. Он поступил на мехмат МГУ.
В этих тестах нужно выбрать недостающую картинку из тех, что предложены ниже. Тесты Равена построены по похожему принципу. Английская школа изучения интеллекта, к которой принадлежал Равен, придерживается мнения, что самый лучший способ выявить способности - дать задачу на определение отношений между абстрактными фигурами. За какое-то время человек должен найти логические закономерности. Причем каждое задание обязательно сложнее предыдущего.
При обработке результатов таких тестов психологи обычно выделяют несколько уровней развития интеллекта - от самого высокого до так называемого "дефекта интеллекта". Считается, что тестирование можно проводить у детей с 4, 5 лет. Для них используются цветные тесты. Есть также тесты "повышенной сложности" для интеллектуально продвинутых школьников.
Фото с сайта www.bitnet.ru
В США, где работе с одаренными детьми уделяется огромное внимание, тестирование начинается в самом раннем детстве. Причем используются тесты, которые выявляют разные виды одаренности. Предварительный отбор родителей не пугает, ведь если ребенок вдруг начинает показывать лучшие результаты, его переводят в другую группу, более продвинутую. Анкетирование и опросы проводятся постоянно.
В Америке, как и у нас, есть специализированные школы, в том числе начальные, где детям предлагается до 50 (!) различных дополнительных занятий, и обычные, где школьникам дают 10 уровней освоения предмета. Бывает и больше. В Калифорнии, например, школьникам предлагается 20 уровней. Для одаренных разработаны особые программы и стандарты, им предлагается большая свобода в распоряжении своим учебным временем. Они могут до 20 процентов учебного времени заниматься теми предметами, которые им интересны. Бывает, что в школе в обычной параллели создается особый класс для одаренных детей, постоянно проводятся интенсивные летние и зимние занятия для одаренных детей. В Великобритании и Франции каждый год открываются так называемые центры каникул для одаренных детей, говорящих на разных языках. Интересно, что в американских методиках широко используются программы, нацеленные на воспитание лидерских качеств учеников.