11.09.2012 00:25
Общество

Игорь Чубайс: Нельзя забывать, что мы появляемся на свет равными

Текст:  Кирилл Карандюк
Российская газета - Федеральный выпуск: №208 (5881)
В Конституции указано, что Российская Федерация - государство демократическое, которое содействует не поляризации общества, а социальной справедливости в нем. Когда уже на уровне школы происходит какая-то дифференциация учеников, это откровенное нарушение закона. Если ребенок не проявил особых способностей в начальных классах, значит, в дальнейшем его распределят в более слабую группу, школу он закончит с трудом и будет никому не нужен.
Читать на сайте RG.RU

Игорь Чубайс, философ:

 

Введение тестирования, о котором пишет "Российская газета" на 13-й полосе, кажется мне сомнительным предприятием, поскольку школьники должны иметь одинаковые возможности и условия обучения. Того, кто блеснул, скажем, в третьем классе, в пятом может догнать тот, кто учился хуже. Задача начальной школы совершенно противоположна - не выдергивать самых способных, а создавать комфортные условия для продвижения тех, кто не успевает за программой. Нельзя забывать, что мы появляемся на свет равными. Если бы все дети от рождения жили в одной среде, то перспективы и возможности у них были бы близки.

Не совсем понятна роль такой сегрегации. Меня всегда поражало одно обстоятельство. Каждый год в Москве проводятся недели английских и немецких вузов. Наиболее талантливые выпускники школ могут договориться с представителями этих стран и уехать на обучение за границу. Но когда я спрашивал в Лондоне или Берлине, существуют ли там недели российских вузов, надо мной просто смеялись. Такие вещи делаются лишь на условиях паритета, взаимного обмена учащимися, что у нас слабо развито. Может быть, распределение со школьной скамьи как раз делается для того, чтобы талантливых отправить учиться за рубеж. Но за таким нововведением теряются другие проблемы, которых сегодня много в российских школах.

Заметить вундеркиндов несложно, но известно, что они в более зрелом возрасте часто становятся обычными людьми. Исключения, конечно, бывают, но редко. Если уж браться за распределение, нужно иметь в виду, что огромнейшую роль при этом играет некий моральный фактор. Важно не только то, насколько человек способен, активен, но и то, какова его жизненная позиция, психологическая устойчивость, уровень нравственности. А в школе все эти качества только закладываются, и предугадать их невозможно.

В высшем образовании такой подход имел бы определенное основание. Даже в советское время студенты, которые заканчивали обучение с высокими показателями, имели право поступать в аспирантуру без необходимого тогда опыта работы. Поэтому отбор по уровню интеллекта вполне возможен, но только не на уровне школы, потому что это, скорее всего, будет содействовать лишь некоторым ограничениям и остановке в развитии большого количества детей.

Образование