Все последние аварийные ситуации внимательным образом изучались. Эксперты пришли к выводу, что провалы были вызваны в первую очередь недостаточным контролем качества продукции и недостаточной ответственностью людей на конкретных участках производства. Первые кадровые решения, как известно, последовали практически незамедлительно - своей должности лишился глава космического центра им. Хруничева, прошли увольнения в филиалах центра.
За нерешительность в принятии кадровых решений вчера замечание получил глава Роскосмоса Владимир Поповкин. "Были доложены предложения по персональной ответственности, - подчеркнул премьер. - Эти предложения я сам и формулировал, ничего мне не докладывали. Если бы я сам не сказал разбираться, ничего бы не сделали".
Глава правительства считает, что одной лишь персональной ответственностью руководителей предприятий ограничиться невозможно. Он выступает за то, чтобы ответственность распространялась на весь коллектив. "Речь идет об имущественной ответственности юридического лица за ненадлежащее качество продукции и соответствующих работ", - пояснил Медведев.
- Это денежная ответственность - она только так и должна быть сконструирована, и только таким образом можно обеспечить контроль за качеством и надежностью выпускаемой продукции, - уверен премьер-министр.
Отрасли, состоящей из 15 интегрированных структур, требуется сегодня новая единая система управления качеством на всех этапах производственного процесса. Основой этой системы должна стать жесткая дисциплина, характерная для СССР. "Ее никто не отменял, - напомнил глава правительства. - Она была в советские времена, она должна быть и сегодня".
Несмотря на все проблемы в отрасли глава Роскосмоса уверен, что лидерство России в космической сфере еще не потеряно. "Анализ состояния мировой космической деятельности показывает, что Россия на сегодняшний день сохраняет статус одного из мировых лидеров в освоении космоса как с точки зрения развития науки и технологии, так и с точки зрения рынка космической техники и услуг", - заявил Поповкин. На основе этого лидерства Роскосмос рассчитывает строить дальнейшие планы развития.
- Основным шагом для этого должен стать пересмотр организации управления отрасли, направленной на повышение качества продукции, устранение белых пятен в технологиях, - считает глава агентства.
Сегодня в космической сфере действует система контроля качества изготовленных изделий. Заказчик при этом, обратил внимание Поповкин, осуществляет реальный контроль только на двух этапах: при комиссионном рассмотрении эскизного проекта и в следующий раз только на стадии проверки готовности летных испытаний и на самих летных испытаниях. Все промежуточные вопросы, включая входной контроль комплектующих изделий и материалов, контроль изготовления опытных образцов и изделий, проведение автономных и комплексных испытаний различных узлов, контроль отработки технологических процессов, остаются на совести предприятий.
В Роскосмосе считают, что необходимо осуществить переход к системе управления качеством в процессе создания космической техники. Опираясь на зарубежный опыт, в отрасль внедряются методы управления качеством, предусматривающие экспертную сверку полученных результатов с требованием проекта, позволяющие на ранних стадиях выявить допущенные отклонения. "Это касается и этапов эскизного проекта, это касается и испытаний всех составных частей", - сказал глава Роскосмоса.
Пожаловался Поповкин на кадровый дефицит в Роскосмосе - в штате меньше 200 сотрудников, что не позволяет должным образом контролировать более 100 предприятий.
- А если численность будет 400, проблем с качеством не будет? - поинтересовался Медведев.
- Это позволит более детально следить. Я думаю, не будет, - ответил Поповкин.
- У меня все-таки такое ощущение, что сами изделия собираются не Роскосмосом, а предприятиями, и качество проверять нужно не Роскосмосу, а на самих предприятиях, - возразил на это премьер-министр.
Вчера же Дмитрий Медведев провел совещание с вице-премьерами, на котором поднимался ряд рабочих вопросов. Вице-премьер Ольга Голодец заверила, что до конца года, как и планировалось, будет повышена зарплата учителей до среднего уровня по экономике каждого региона. Правда, в отдельных субъектах - Вологодской, Челябинской, Смоленской областях, Чечне, Карачаево-Черкесии, Дагестане и Ингушетии - педагоги еще даже не начали получать повышенную зарплату. Премьер отнесся к этому спокойно: "Уверен, с задачей удастся справиться".
Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что в установленные премьером сроки - в октябре - будут представлены предложения по развитию малой авиации. Тема поднималась в августе на совещании в Новосибирске. Министерства рассматривают два варианта. Первый предполагает использование иностранных самолетов с разной степенью локализации производства в России.
Альтернатива ему - модернизация старого авиапарка, в частности "кукурузников" Ан-2. "Что Ан-2, в сверхзвуковой будет превращаться?" - пошутил премьер. По словам Дворковича, установка новых двигателей иностранного производства продлит срок эксплуатации на 7-10 лет. За это время предполагается разработать новую линейку отечественных самолетов.
Развивать региональные авиаперевозки правительство намерено за счет их субсидирования. Вице-премьер Дворкович отметил, что государство займется этим со следующего года, а в бюджете уже зарезервировано 5 миллиардов рублей.
Дмитрий Медведев в свою очередь проинформировал заместителей, что подписал постановление об образовании национального координационного совета по поддержке молодых талантов. Он подчеркнул, что система работы с талантами должна становиться более современной, чтобы практически любой ребенок находился в поле зрения педагогов, чтобы ни один его талант не оказался забытым.