Казалось бы, наконец-то мы видим конкретный пример модернизации в сфере государственного контроля. Стоит порадоваться за нашу таможню, которая шагает в ногу с общемировой практикой. Но мнения по поводу новшества разделились.
Начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Владимир Ивин недавно заявил, что эта мера позволила резко сократить время совершения таможенных формальностей в пункте пропуска до 30-40 минут для грузовика в среднем, в результате за сутки стало оформляться свыше 3 тысяч фур в целом по стране. При этом на таможенных форумах перевозчики пишут, что их водители стали тратить даже больше времени на прохождение границы. "РБГ" провела маленькое журналистское исследование, чтобы ответить на вопрос, кто выиграл от этой модернизации.
Прежде всего выиграли обычные граждане, потому что стали чуть более защищены от сомнительных грузов. Ведь информация должна попасть в таможню за два часа до прибытия груза. За это время информационная система ее проверит и выдаст вердикт, нуждается ли груз в досмотре или эта мера предосторожности необязательна. Кстати, это также минимизирует субъективный фактор, то есть снижает коррупциогенность на границе.
В России есть два способа подать предварительную информацию о ввозимых товарах. Первый: участник ВЭД посылает сообщение в таможенную информационную систему, откуда оно поступает в пункт пропуска через границу. Для этого нужна связь с таможней через Интернет. Она есть у таможенных представителей (брокеров). Второй способ демократичнее: надо через Интернет зайти на портал ФТС России, заполнить анкету, получить идентификатор предварительной информации и потом предъявить его номер на пункте пропуска.
Вроде бы все предельно просто. Однако бывают ситуации, когда грузовик прибывает в пункт пропуска, не имея нужного идентификатора. Здесь таможня идет навстречу горе-перевозчику. Как минимум до конца года во всех пунктах пропуска находятся бесплатные абонентские пункты, где перевозчик может сформировать предварительную информацию. Как только идентификатор получен, тут же предварительная информация в системе зарегистрирована.
Насколько удобно получить идентификатор, "РБГ" рассказал первый заместитель генерального директора "Сов- ТрансАвто Брянск Холдинг" Александр Галаганов.
- Мы приступили к предварительному информированию через интернет-порталы заблаговременно, еще до вступления в силу решения комиссии Таможенного союза. У нас 300 единиц передвижного состава, мы возим грузы из Западной Европы, - сообщил он. - Раньше водители фур подолгу простаивали на границе, где таможня изучала документы. Сейчас в Интернете есть портал таможенной службы, доступный и бесплатный. После заполнения формы мы получаем штрих-код и 36-символьный номер предварительного уведомления. Если проблем с грузом нет, машина обычно выпускается сразу по прибытии в пункт пропуска. Но иногда машину могут также послать на проверку. Например, проверить уровень радиации. Систему предварительного информирования мы тщательно отрабатывали несколько месяцев, создали специальное подразделение, наши представители были на семинарах по использованию портала таможни. В принципе все удобно, только сложно передавать 36-символьный идентификационный номер СМС-сообщением. По штрих-коду, разумеется, это делать будет проще. Было бы легче, если у водителя на границе спрашивали номер корнета-АТА по системе ТИР, это провозной таможенный документ. Хотелось бы, чтобы через ФТС России можно было передавать информацию о товарах, ввозимых через белорусские таможенные посты. Пока такой программы нет.
Зато нововведение позволило сократить одну "бумажку". Сейчас при корректно заполненной предварительной информации не требуется предоставлять электронную копию транзитной декларации. Это также сокращает время оформления. Но эти плюсы только для дисциплинированных перевозчиков, которые заблаговременно присылают информацию.
Почти десятая часть грузов, перемещаемых в Северо-Западном и Центральном регионах, пока прибывает в пункты пропуска без заранее поданной информации. Водитель вынужден либо самостоятельно "набивать" данные в пункте пропуска на специально оборудованных местах, либо звонить и напоминать, чтобы прислали такую информацию. Именно этот фактор увеличивает среднее время совершения таможенных операций в СЗФО и ЦФО - 60 минут в среднем. Для сравнения, есть регионы, где 100% участников ВЭД заблаговременно предоставляют предварительную информацию. Например, Сибирь и Дальний Восток. Среднее время совершения таможенных операций там составляет 30 и 40 минут соответственно.
Значит, предварительное информирование действительно сокращает время таможенного оформления, если сведения подаются заблаговременно. Но если 10% перевозчиков нагружают этой работой не своих офисных сотрудников, а водителей в пунктах пропуска, то общий грузопоток замедляется на 20-30 минут на каждый борт. Получается, что нерадивый перевозчик не только вынуждает своего водителя дольше стоять в пункте пропуска, но и создает очередь для других водителей, у которых более дисциплинированные менеджеры. Сам не пользуется и другим мешает.
- Основной плюс для таможни в том, что мы смогли оптимизировать таможенный контроль за счет выбора его объектов с использованием системы управления рисками (СУР), - подчеркнул заместитель начальника отдела организации таможенного оформления с применением информационных технологий ФТС России Павел Трухин. - Получая предварительную информацию, мы ее анализируем при помощи СУР и отбираем товары, требующие углубленного контроля. Соответствующая рекомендация направляется инспектору в пункт пропуска. Он легко ориентируется, что делать с транспортным средством, когда оно заедет на территорию пункта пропуска. То ли груз пройдет без осмотра, то ли этот товар пройдет углубленный таможенный контроль, в том числе с применением технических средств контроля.
После введения предварительного информирования возросла роль аналитических операций. Раньше инспектору приходилось действовать на основе проверки документов, поведения перевозчика, нередко - интуиции. А сейчас система анализирует и дает рекомендации. У таможни есть возможность гибко реагировать на ситуацию, если нужно - усилить состав должностных лиц или выделить из потока грузы, которые требуют дополнительной проверки.
В отличии от Евросоюза в России, Беларуси и Казахстане предварительное информирование обязательно пока только для автотранспорта. Вместе с тем нормативные документы ТС уже сейчас допускают обмен предварительной информацией при перемещении товаров остальными видами транспорта. Для товаров, перевозимых по железной дороге, по воздуху, по морю, предварительное информирование остается добровольным. Для этого нужно желание самого участника ВЭД.
Для железнодорожного транспорта уже сейчас практика предварительного информирования широко распространена. Ее уровень колеблется в зависимости от географического расположения пунктов пропуска. На Северо-Западе и в центре это практически 100%. По Сибири чуть меньше 60%. Такие различия связаны в том числе с готовностью торговых партнеров своевременно давать необходимую информацию о грузах. В Европе к этому уже привыкли, в Китае в меньшей мере.
- Грузопотоки все увеличиваются, и подача информации до прибытия грузов на таможенную территорию позволяет не допустить увеличения времени на таможенные операции и простоя поездов в пунктах пропуска, облегчает помещение товаров под процедуру транзита, - уверен Константин Стогов, заместитель генерального директора "Таможенно-брокерского центра". - Сегодня проверка поданных сведений начинается в пункте пропуска только после прибытия железнодорожного состава. Процесс существенно убыстрится, когда проверка будет начинаться сразу после поступления сведений в информационную систему ФТС России. Это сократит время нахождения поездов на границе без ущерба эффективности контроля.
Именно поэтому в ближайшее время на станциях Забайкальск и Себеж будет проведен совместный эксперимент с целью сокращения времени проведения таможенных операций в пунктах пропуска.
В ближайшие месяцы таможня проведет эксперимент и на воздушном транспорте во взаимодействии с единой глобальной системой авиационных перевозок. Нововведение коснется в первую очередь транзитных авиаперевозок, проходящих через Шереметьево, Пулково и аэропорт Красноярска.
В дальнейшем предварительное информирование распространят на все перевозки, связанные с ввозом товаров по воде. Недалек тот день, когда информацию о товаре, прибывающем в страну по морям и рекам, можно будет заблаговременно изучить. Пока к предварительному информированию готовы в большей мере в трех портах - Находке, Владивостоке и Санкт-Петербурге, к ним подключается Усть-Луга.