Алексей Русских, председатель Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству
Сейчас в комитете на рассмотрении находится инициатива членов Совета Федерации о возможности строительства жилых домов на землях крестьянских, фермерских хозяйств. Ко второму чтению готовится законопроект, направленный на создание условий для строительства жилья экономкласса. Внесен законопроект, направленный на вовлечение земельных участков фонда РЖС для строительства такого жилья. Мы продолжаем работать над устранением избыточных административных барьеров, обеспечением четкой и прозрачной процедуры предоставления земельных участков.
Сегодня отменены многие административные механизмы. Институт лицензирования заменен институтом саморегулирования в строительной отрасли. С апреля 2012 года введены негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий как альтернатива государственным экспертизам. В целях улучшения качества и безопасности строительства с июля 2013 года вводится институт ответственности собственника объекта капитального строительства за вред, причиненный в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения. Кроме того, собственник будет обязан не только возместить вред, но и выплатить соответствующую компенсацию сверх того.
С июля 2013 года вводится институт ответственности собственника объекта капитального строительства за вред, причиненный в результате разрушения, повреждения, нарушения требований безопасности при строительстве. Кроме того, собственник будет обязан не только возместить вред, но и выплатить соответствующую компенсацию сверх возмещения вреда.
Не так давно депутаты внесли законопроект, предусматривающий отмену деления всех земельных участков на категории. Главной его целью является дальнейшая гармонизация земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Также правительством РФ готовятся поправки в Градостроительный кодекс в части повышения репутационной ответственности строительных компаний и введение института главных инженеров и архитекторов проекта.
Законопроект не воспринимается однозначно. Высказываются опасения, что отказ от категорий приведет к злоупотреблениям, снижению плодородия почв и т.д. Вместе с тем большинство проблем, которые озвучиваются и которые связаны с неэффективным использованием земель, существуют в настоящее время - при наличии института категории земель. Деление земель на категории во многом носит достаточно условный характер - так, на землях сельскохозяйственного назначения во многих случаях допускается строительство, в том числе и жилищное, а на землях промышленного использования и оборонного комплекса могут осуществляться сельскохозяйственные работы. К большому сожалению, перевод земель из одной категории в другую во многих случаях просто превратился в целую отрасль бизнеса и стал хорошей "кормушкой" для коррумпированных чиновников.
Отказ от деления земель на категории не означает установление единого правового режима всех земель и их массовую застройку. Фактически речь идет об отказе от термина "категории". Суть - что в отношении разных земель должны устанавливаться особенности их использования - сохраняется и вводится четкое правовое регулирование определения разрешенного использования таких земель. Особое правовое регулирование сохраняется в отношении территорий лесного фонда и особо охраняемых природных территорий.
В целях защиты и охраны земель сельскохозяйственного назначения субъекты РФ должны утвердить границы особо ценных сельскохозяйственных угодий. В их границах устанавливается запрет на установление и изменение разрешенного использования на какие-либо виды, кроме сельхозпроизводства.
Продолжаем работать над законопроектом, разрешающим строить на территории Российской Федерации в соответствии с иностранной проектной документацией, применяемой повторно. Такие изменения должны способствовать развитию интеграционных процессов и привести к улучшению инвестиционного климата России, использованию передовых проектных и технологических решений.
Важен законопроект, уточняющий способы размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Его принятие позволит размещать заказы не только путем проведения аукциона в электронной форме, но и с помощью конкурса. Будет создана альтернатива открытым аукционам в электронной форме, благодаря которой станет учитываться не только цена контракта, но и квалификация участников размещения заказа, что положительно повлияет на качество выполняемых работ и эффективность использования бюджетных средств.