А бедняков в стране больше всего живет в Калмыкии - там доходы ниже прожиточного минимума в прошлом году получали более 38 процентов населения. Такие данные приводит Росстат в двух исследованиях - о численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне и в ежегодном бюллетене "Социально-экономические индикаторы бедности".
Сейчас, как показывают цифры, в среднем российские чиновники регионального уровня получают в месяц 42,481 тысячи рублей. К такому же периоду прошлого года этот показатель вырос на 12,1 процента. И снижались за это время зарплаты чиновников только в семи регионах. А вот доходы ниже прожиточного минимума в России у 12,8 процента населения. Это - более 18 миллионов человек по всей стране. Причем есть регионы, где за чертой бедности живет каждый третий человек. Характерно, зарплата чиновников в этих же регионах порой значительно выше, чем в соседних, более благополучных.
Так, например, в Тыве средняя зарплата чиновников составила 45,419 тысячи рублей, она выросла за год на 16,4 процента. В то время как во многих субъектах она едва переваливает за 20 тысяч рублей. При этом в республике за чертой бедности живет 30,3 процента населения. И с 2010 года бедняков там стало больше. А всего с 2010 по 2011 год малоимущих стало больше в 52 регионах. Впрочем, за последние четыре года уровень бедности в России снизился. В 2008 году людей с доходом ниже прожиточного минимума было 13,4 процента.
Если же говорить о чиновниках, то за "сотку" в месяц их зарплаты перевалили также в Ненецком автономном округе (почти 118 тысяч) и Ханты-Мансийском автономном округе - около 102 тысяч ежемесячно. Даже в Москве и Санкт-Петербурге средняя зарплата чиновников была 55 и 67 тысяч рублей соответственно. "Разрыв в зарплатах связан с полномочиями местных органов исполнительной власти", - пояснил "РГ" гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков. По словам эксперта, региональные органы исполнительной власти устанавливают уровень оплаты труда своих сотрудников исходя из возможностей регионального бюджета. Очевидно, подчеркивает Бобков, что у регионов богатых нефтью, газом и иными полезными ископаемыми возможностей платить своим служащим в разы больше, чем у других. Местные бюджеты позволяют им устанавливать своим сотрудникам ряд надбавок, которые в совокупности дают такие внушительные суммы зарплат. Хотя должностной оклад при этом может быть минимальным. Но, надо сказать, что до населения "нефтяные" деньги, видимо, не всегда доходят. Если в Ненецком АО малоимущих меньше, чем в среднем по России - 7,2 процента, то в Ханты-Мансийском АО этот показатель находится вблизи среднероссийского - 12,7 процента.
Почему зарплаты чиновников никак не привязаны к общему благополучию жителей региона, эксперты сказать затрудняются. Хотя, возможно, это имело бы смысл. И дело, конечно, вовсе не в том, что надо как-то искусственно снижать зарплату чиновников. Но надлежит определить, при каком уровне достатка и социального потребления чиновник будет достаточно комфортно себя чувствовать, чтобы добросовестно и старательно исполнять свои обязанности, говорит Бобков. По его мнению, чиновник должен получать заработную плату или денежное содержание, которые обеспечат ему и его семье высокие стандарты потребления, а это - не менее 11 бюджетов прожиточного минимума. Они в каждом регионе устанавливаются отдельно. Между тем на протяжении многих лет "стыдной" характеристикой российской бедности является то, что попадают за ее черту работоспособные люди. Сейчас их 63,5 процента.
К слову сказать, профсоюзы давно указывали на эту российскую особенность и призывали власти хотя бы повысить уровень минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума. И оказались услышанными только сейчас, когда минфин и минтруда, наконец, начали всерьез обсуждать перспективу ее повышения с 1 января 2013 года до 5,2 тысячи рублей.