В свое время, еще прошлой администрацией, в Челябинской области была реализована казалось бы самая прогрессивная модель административной реформы. Но в существующих экономических реалиях она привела к появленнию муниципалитетов, чья самостоятельность не подкреплена доходной базой. К примеру, на 271 поселковое образование приходится сегодня 4,2 процента консолидированного бюджета области. Штат администраций в них не превышает 3-4 человека, обслуживающих столько же посетителей в месяц.
В итоге траты на содержание аппарата на местах в среднем составляют 35 процентов, а зачастую даже 50-70 процентов собственных доходов. Некоторые умудряются выделяться и на этом фоне - есть примеры, когда при 300 тысячах рублей собственных доходов администрация расходует на содержание себя 1,7 миллиона в год! А еще надо оплачивать электроэнергию, отопление, ремонт и эксплуатацию административных зданий, содержание автопарка.
Положение, когда собственные невеликие доходы и значительная часть выделяемых областью средств уходит на "прокорм" местного начальства, становится едва ли не нормой. В августе, выступая перед главами местных администраций, губернатор Михаил Юревич вынужден был напомнить установку, данную Владимиром Путиным в бытность его премьер-министром. Суть ее в том, что затраты на содержание административного аппарата не должны превышать 5 процентов от объемов собственных доходов. Но, как уже сказано, ситуация в муниципалитетах Южного Урала сегодня далека от этого идеала.
Поэтому местным администрациям довольно жестко рекомендовали сократить расходы на управление. Тем, кто в будущем году не сможет снизить их уровень до 5 и 10 процентов - в высокодоходных и дотационных территориях соответственно, - пригрозили исключением из областных программ. Кроме того, еще в апреле власти Челябинской области отправили в федеральное правительство пакет предложений по реформе местного самоуправления. Их суть - в слиянии администраций городов и одноименных муниципальных районов, которые сегодня дублируют друг друга в ряде функций. Таких в регионе сегодня свыше двух десятков.
Но, как показывает многолетний опыт, добиться "самооптимизации" чиновников распоряжениями сверху получается не всегда, если получается вообще. Поэтому кроме "кнута" предложили и "пряник": на каждый рубль, сэкономленный на расходах по содержанию аппарата, территориям обещано по три рубля в виде субсидий из регионального бюджета на первоочередные поселковые нужды.
Первым объектом показательного эксперимента станет небезызвестный поселок Роза. Сегодня здесь нет ни одного крупного налогоплательщика, но имеется 14 тысяч жителей, пять школ и шесть детских садов, поселковая больница, в составе которой онкологическое отделение, обслуживающее несколько близлежащих районов. И содержание всего этого хозяйства требует немалых денег.
В администрации Розы, по словам главы поселка Дмитрия Андреева, трудятся 28 человек. Из них 15 являются муниципальными служащими, остальные - обслуживающий и технический персонал. Оптимизация штата до 22 сотрудников, которая пройдет уже в сентябре, позволит сэкономить порядка миллиона рублей. Втрое большую сумму, которую уже предполагается потратить на благоустройство и другие неотложные нужды, поселок получит из областной казны дополнительно. На фоне уже сверстанного 17-миллионного поселкового бюджета это будет весомо.
У прочих же муниципальных администраций, помимо информации к размышлению, появится стимул к действию.