О том, как в Москве прописался "Белорусский фермер", попросила рассказать автора идеи Сергея Шевченко. Тот пояснил, что в Москве работает как представитель Пинского мясокомбината:
- На выставках и ярмарках, куда нас приглашали, старались, чтобы посетители не проходили мимо, останавливались, дегустировали. А заинтересовавшись, спрашивали: "Где можно купить вашу колбаску?" Чтобы быть замеченными на ВВЦ и Крокус-ЭКСПО, называли свои стенды "Купляйте беларускае" или "Дары Беларуси". Идеи тут же растаскивались, придумали выставляться под вывеской "Белорусский фермер". Но и это имя у нас не последнее, хотя под ним за этот год в Москве открылось 15 магазинов. Не зарегистрировали вовремя бренд, и его уже начали примерять к себе другие продавцы. Так что не удивляйтесь, если на месте привычного "фермера" вскоре увидите не менее яркое название "Белорусский базар" - скорее всего продолжать свое присутствие на российском рынке будем под новым брендом.
- Я не планировал открывать в Москве магазины. Мне казалось, что этот путь я уже прошел в своем родном белорусском городе Береза, где много лет занимался оптовой и розничной торговлей мясными изделиями. Все что можно было придумать в масштабах нашего городка - я уже придумал. Спросите, почему не машины, к примеру, а колбаска? Каждый должен заниматься тем, что он знает и понимает. А у меня образование - мясо-молочный техникум, мама на мясокомбинате много лет работала. Я понимаю технологию производства, знаю ассортимент всех предприятий белорусских, знаком почти со всеми их директорами.
"Белорусский фермер" - это магазины, где можно купить продукцию разных белорусских предприятий. Но самые душевные отношения, по словам Сергея, сложились с Пинским мясокомбинатом и его директором Андреем Мулярчиком.
- Они на нас тестируют московский рынок - отгружают нам все свои новинки. Идут навстречу пожеланиям, которые можно счесть за капризы, - рассказывает Сергей. - К примеру, сосиски "Никольские". Все не мог понять, что меня "дергает". Звоню начальнику отдела внешнеэкономической деятельности Татьяне Орешкевич, объясняю, что "вижу" сосиски белыми, а не темными, как их выпускают, и - определенного размера. Следующую партию нам отпускают с учетом всех пожеланий, и действительно, спрос на "Никольские" растет!
Для нас важно, чтобы без покупки не ушел ни один покупатель. Значит, на прилавке должны быть не только сырокопченые дорогие деликатесы, но и оригинальные недорогие продукты - "кашанка", различные виды сельтесонов, ливерные колбасы и т.д. Я сам такие вещи люблю, знаю, где и что заказывать - в Беларуси много небольших предприятий, где выпускают такие кулинарные шедевры. Подвоз продуктов в наши магазины ежедневный, каждые три дня за ними едет машина в Беларусь.
- Я придумал, как сделать нас еще более узнаваемыми и приятными для покупателей, - делится планами Сергей Шевченко. - Мы решили заказать для своих магазинов бумажные пакеты "Любимая колбаска". Представляете, ваши покупки складывают не в пластик, а в пакет, который можно затем прямиком отправить в холодильник, не боясь, что продукты "задохнутся", оставить в нем хлеб.
Московскую торговлю белорус Сергей Шевченко оценивает не только как бизнесмен, но и как обычный покупатель. Это правда, что любой мегаполис - город приезжих. И если вначале ритм большого города завораживает, как и обезличенность больших сетевых магазинов, то как только человек перестает ощущать себя временным, приезжим, ему хочется стабильности. Чтобы возле дома магазины из-за дорогой аренды не меняли вывеску раз в два месяца, чтобы там, где делаешь покупки, тебя знали, помнили предпочтения, как покупателю были искренне рады.
- Это создает другую философию городской жизни, когда улица становится продолжением дома, а не агрессивной средой, - поясняет Сергей. - Для Москвы, которая за два последних десятилетия выросла на несколько миллионов жителей, это очень важно. Чтобы покупатель пришел к нам и завтра, и послезавтра, нужно не только чтобы дешево и сердито, но и вкусно и необычно.
Мы стараемся доказать, что пришли на рынок всерьез и надолго. Для этого готовы не только сам магазин обустроить, чтобы его отличал национальный колорит, но и территорию вокруг него. Не всегда наши инициативы находят понимание: попытались сделать удобную дорожку к нашему магазину на улице Красина, это обернулось конфликтом с местными органами исполнительной власти.
Между тем идея "Белорусского фермера" как нельзя лучше вписывается в политику мэра Собянина по созданию новой - душевной - городской среды в Москве. Уникальность проекта не только в том, что почти все товары в небольшом уютном магазине - от белорусского производителя, где можно купить к столу все, начиная от белорусской минеральной воды и хлеба, заканчивая сырами и сладостями. Это еще и развитие тренда по созданию социальных магазинов шаговой доступности, и следствие преимуществ единого рынка Союзного государства и Таможенного союза.