13.09.2012 14:40
Экономика

Маленьким магазинам на Южном Урале запретят продавать алкоголь

Маленькие магазины лишат права продавать алкоголь
Текст:  Владимир Васин (Челябинская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5883)
До 80 процентов магазинов, расположенных в жилых домах Челябинска и Магнитогорска, могут исчезнуть в ходе реализации проекта антиалкогольных нововведений южноуральских властей. Соответствующее постановление может быть подписано губернатором области до конца года.
Читать на сайте RG.RU

Согласно проекту документа, минимальный размер торговой и складской площади реализующих алкогольную продукцию магазинов увеличивается с 50 до 100 квадратных метров. Впоследствии этот подход может распространиться и на торговлю пивом, но уже сейчас нововведение вызвало бурную реакцию представителей малого бизнеса.

По мнению главы профсоюза работников мелкорозничной торговли Ирины Плещеевой, нововведения играют на руку крупным торговым сетям, которые получат монополию на торговлю алкоголем. Ретейлеры парируют: продажа алкоголя дает порядка шести процентов в общем обороте крупных торговых сетей. Следовательно, по словам коммерческого директора одной из челябинских розничных сетей Андрея Грибанова, лоббировать новые правила им особого смысла нет, поскольку на увеличении прибыли они существенно не скажутся.

Тем не менее покупательский трафик в крупных магазинах все-таки возрастет, хоть и не напрямую за счет алкоголя. Дело в том, что доля выручки от продажи спиртных напитков в небольших магазинах куда выше, чем в сетях - порядка 35-40 процентов. При этом наценка на алкоголь составляет 25-30 процентов, на хлеб и молоко - 10-15. При отказе от продажи спиртного прибыль от торговли всем прочим может оказаться попросту недостаточной для выживания мелкой розницы - и ее покупатели уйдут в крупные магазины. А вместе с магазинчиками уйдут в небытие и мелкие товаропроизводители, продукцию которых сегодня не найдешь в крупных магазинах (пельмени ручной лепки, разнообразная выпечка), а также транспортные компании, осуществляющие развозку их товаров. Это, как указывает Ирина Плещеева, повлечет за собой такие негативные последствия, как увеличение безработицы и снижение налогооблагаемой базы.

Руководитель челябинского регионального отделения общественной организации "Опора России" Александр Калинин во многом согласен с этим прогнозом. Ведь, по данным организации, 60 процентов малого бизнеса работает сегодня именно в сфере торговли и общественного питания. Предпринимательское сообщество задается вопросом: почему "пропуском" в торговлю спиртным назначены именно сто "квадратов"?

Разработчики документа - представители управления по делам торговли и сферы услуг администрации Челябинска - и не скрывают подоплеки. Эта норма позволит закрыть подавляющее большинство мелких торговых точек и распивочных, расположенных на первых этажах жилых домов в бывших одно- и двухкомнатных квартирах, говорит замначальника управления Алексей Шеремеев. По крайней мере, закрыть в плане продажи спиртного.

В основе нововведений, говорит Шеремеев, лежат многочисленные жалобы горожан на неудобства, которые причиняет практика продажи спиртного на каждом углу. Только за последние два месяца в управление торговли Челябинска пришло 382 таких обращения, в областной минсельхоз (в его функции входит выдача лицензий на реализацию алкоголя) - 474 заявления. Жалобы на нарушения общественного порядка, санитарных норм и прочие неприятности, связанные с мелкорозничной торговлей спиртным, поступают также в Роспотребнадзор, прокуратуру и другие инстанции. Собственно, по нынешнему порядку торговли бьют даже аргументы в его защиту.

- Слышишь про удельный вес алкоголя в обороте - и руки опускаются защищать такую розницу, - говорит начальник управления перерабатывающей промышленности областного минсельхоза Анатолий Малишевский.

Тем не менее предприниматели просят учесть их мнение и снизить норматив площади хотя бы до 80 квадратных метров. Кроме того, "Опора России" предлагает дать торговым предприятиям доработать хотя бы до окончания срока действия полученных ими ранее лицензий, которые приобретались на пять лет, применительно к этому сроку разрабатывались бизнес-планы и брались кредиты.

Между тем Анатолий Малишевский заверил предпринимателей и общественность, что правила торговли алкогольной продукцией находятся только в стадии обсуждения. К деятельности рабочей группы чиновники готовы привлечь все заинтересованные стороны.

Справка "РГ"

На Южном Урале насчитывается более 9 тысяч стационарных предприятий розничной торговли, более 4 тысяч киосков и павильонов. Доля мелких магазинов в жилых домах Челябинска - около 80 процентов.

Экономика Челябинская область Челябинск Урал и Западная Сибирь