13.09.2012 12:15
Экономика

За взыскание коммунальных долгов в Кургане завели уголовное дело

В Кургане ищут эффективные методы борьбы со злостными неплательщиками
Текст:  Валентина Пичурина (Курган)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5883)
Ограничение работы системы канализации оказалось самым действенным способом воздействия на должников, считают инициаторы внедрения технической новинки в Кургане.
Читать на сайте RG.RU

По словам исполнительного директора управляющей организации Игоря Тихонова, опыт борьбы с неплательщиками они переняли у соседей-челябинцев, которые применяют этот метод уже давно. Пользуются им и в Екатеринбурге, да и во многих других городах. По закону отключать водоотведение нельзя, но ограничивать можно, уверяют коммунальщики. С помощью специального аппарата, оснащенного видеокамерой, специалисты устанавливают заглушку в трубу на уровне квартиры злостного неплательщика, в результате вода из крана течет, но лишь тоненькой струйкой. Как рассказывают коммунальщики, умыться и почистить зубы можно, а вот для нормальной работы туалета такого напора недостаточно.

Сурово, но действует безотказно, утверждают в управляющей организации. Так, один из собственников не платил за коммунальные услуги с 2008 года, и другие аргументы на него не действовали. Когда в квартире перекрыли трубу, должник быстро изыскал 34 тысячи рублей, которые задолжал за эти годы. Всего с помощью аппарата работа системы канализации была ограничена в квартирах более чем двухсот должников. Как правило, испытав такого рода неудобства один раз, хозяева больше не рискуют накапливать долги. В результате собираемость платежей в одной только управляющей компании увеличилась более чем на 3,5 миллиона рублей в год, долги за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома сократились до 13 миллионов рублей.

- Если бы не этот аппарат, задолженность могла бы достигнуть 30 миллионов рублей, - говорит генеральный директор управляющей организации Виктор Зубов.

Коммунальщики признают, что ограничение работы канализации - не самый гуманный способ заставить собственников жилья рассчитываться за потребленные услуги. Прежде чем внедрить эту систему, они перепробовали массу других. Например, расклеивали "листки позора" на подъездах с указанием номеров квартир и суммы задолженности. Через пять минут листки срывали. Напоминали о необходимости гасить долги по телефону, вручали уведомления, предупреждали, приглашали для разбирательства на комиссию по снижению задолженности, продолжают печатать в своей многотиражке поучительные статьи о последствиях накопления долгов. Но результаты не оправдывали надежд и приложенных усилий.

Самая эффективная из гуманных мер - суд. Как рассказали в управляющей организации, раз в три месяца в суд направляют 60-70 исковых заявлений. Примерно 10-15 процентов должников предпочитают рассчитаться в ходе процесса, чтобы не платить еще и госпошлину, остальные проходят все стадии. Но судебный процесс - очень длительная процедура. В лучшем случае от момента подачи заявления до взыскания проходит 5-6 месяцев, но есть и такие примеры, когда взыскание затягивается на годы, потому что с должника взять нечего - нет ни денег, ни имущества. Судебные приставы не могут пока взыскать долги по 56 исковым заявлениям на сумму 500 тысяч рублей, в производстве у них находится еще 371 дело на 1,7 миллиона рублей - и это только по одной управляющей организации. У некоторых неплательщиков по суду удерживают из зарплаты по 500 рублей в месяц, но этого явно недостаточно, поэтому коммунальщики вынуждены были прибегнуть к более жестким мерам.

Новаторский метод привлек внимание других управляющих компаний, имеющих многомиллионные долги. Но перенимать опыт они пока не спешат. Дело в том, что на организацию, первой применившую прибор, перекрывающий канализацию, завели уголовное дело. Правда, как следует из сообщения прокуратуры, суть претензий не в ограничении услуги, а в растрате денежных средств с использованием служебного положения. По предварительной версии, управорганизация приобрела два аппарата по цене 50 тысяч рублей каждый. При этом одновременно заключила с поставщиком фиктивный договор возмездного оказания услуг по разработке методических рекомендаций для использования аппаратов и перечислила по этому договору 1, 4 миллиона рублей, полученных с граждан в счет оплаты ремонта и содержания жилого фонда. Хотя каких-либо услуг оказано не было, утверждают в надзорном ведомстве.

Руководители управорганизации пытаются опровергнуть подозрения и уверяют, что аппараты купили за счет прибыли предприятия, а значит, не обязаны были согласовывать это приобретение с собственниками. Деньги жильцов на эти цели коммунальщики не тратили, и сделка, по их словам, абсолютно легальная, проведена по бухгалтерским документам. Кроме двух аппаратов, методологических разработок и обучения сотрудников, управляющая компания получила право на производство и реализацию таких приборов. Впрочем, как было на самом деле, разберется следствие, а если дело дойдет до суда, то суд.

Между тем

Ситуация с коммунальными долгами в Зауралье остается напряженной. Суды завалены исками. Так, по данным управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, за восемь месяцев 2012-го в работе находилось 16 889 исполнительных документов о взыскании денежных средств в пользу предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Общая сумма задолженности составила более 169,7 миллиона рублей. Фактическим исполнением окончено 4 767 производств, коммунальным организациям удалось вернуть пока лишь 31 миллион 361 тысячу рублей.

ЖКХ Курган Урал и Западная Сибирь