14.09.2012 00:45
Экономика

В декларации о доходах чиновников могут включить драгоценности и деньги

В декларации о доходах чиновников могут включить драгоценности и наличные деньги
Текст:  Тарас Фомченков
Российская газета - Федеральный выпуск: №212 (5885)
Драгоценности, наличные деньги, предметы искусства, а также расходы на туристические поездки, образовательные и медицинские услуги - все это может стать предметом декларации о доходах чиновников.
Читать на сайте RG.RU

С таким предложением выступили эксперты НИУ "Высшая школа экономики". И изложили их в докладе о развитии системы антикоррупционного декларирования в России. Идеи возникли не случайно - в Госдуме в рамках осенней сессии будет рассматриваться проект закона о контроле над расходами чиновников. И авторы доклада рассчитывают, что их предложения успеют попасть в финальную версию законопроекта.

Сейчас, напомним, в декларации о доходах чиновники обязаны лишь сообщать лишь об имуществе, подлежащем госрегистрации - недвижимости, транспортных средствах, а также ценных бумагах. В новом проекте закона предлагается ввести также декларации о расходах, чтобы их можно было сопоставлять с доходами. "Но в таком случае недобросовестные госслужащие смогут оправдать любую дорогостоящую покупку наличными деньгами или продажей фамильных драгоценностей, которые были в наличии до того момента, как конкретный человек стал чиновником", - объясняет  начальник отдела управления государственной службой Центра развития госслужбы НИУ ВШЭ Алексей Конов. Для начала, предлагает он, можно сделать обязательным декларирование имущества и сбережений на сумму свыше миллиона рублей.

1 миллион рублей такую планку для ценностей и наличных денег предлагают установить в декларации о доходах

При этом, настаивают эксперты, декларации должны подавать не только сами чиновники и их супруги, но и совершеннолетние дети, на которых может быть оформлено имущество и сбережения. А сама такая информация должна быть доступной для широкого круга. И содержаться на сайте ведомств в течение максимально долгого срока времени - например, на протяжении 10 лет. Сейчас, поясняют исследователи, ее сложно найти даже за прошлый год, а более старая зачастую вообще удаляется.  В среднесрочной перспективе, полагают они, имеет смысл создать единый специализированный интернет-портал для публикации деклараций.

Строже, считают эксперты, надо подходить к нарушителям. Они, впрочем, полагают, что их не надо подвергать уголовному преследованию за нарушение правил декларирования, как этого требуют некоторые международные нормы. Но пока в российском законопроекте  не предусматривается даже обязательного увольнения в связи с утратой доверия тех лиц, в отношении которых установлен факт предоставления неверных сведений о доходах и имуществе, сокрушается Конов. "Кроме этого лица, которых сейчас могут уволить за неправильное предоставление сведений, все равно могут в итоге это имущество сохранить. Такой возможности быть не должно", - считает он. Акцент на дисциплинарных и гражданско-правовых санкциях вместо уголовных может быть негативно воспринят обществом, соглашаются эксперты. Но он создает стимулы к относительно мирному уходу с госслужбы недобросовестных чиновников и замене их теми, кто готов работать по новым правилам, поясняют они. А утаенное от декларирования имущество они предлагают изымать в пользу государства.

Еще одна новация - проводить проверку полноты и достоверности деклараций не по запросам, а регулярно. Этим могут заниматься специальные госорганы. Правда, какие именно, пока точно не определено. При этом направлять запросы на проведение проверки достоверности сведений должны иметь право также обычные граждане и некоммерческие организации, считают исследователи.

Но есть и некоторые послабления. Так, например, отчитываться должны не все госслужащие, как предлагается в проекте закона, а только начиная с уровня замначальников департаментов министерств и аналогичных должностей правоохранительных и военных структур. Это нужно для того, чтобы хотя бы на начальном этапе не "утонуть" в море информации. В таком случае речь будет идти примерно о 5-7 процентах должностных лиц. Это, кстати, тоже немало -  около 40-50 тысяч человек. Если же модель  окажется успешной, то по прошествии года-двух ее можно распространить и на более широкий круг.  

Как все эти идеи будут восприняты в Госдуме, пока сказать трудно. Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев полагает, например, что полностью исключать уголовное наказание за неправильное предоставление сведений нельзя. Кроме того, замечает он, расширение круга лиц, сведения о доходе и имуществе которых чиновник должен указывать в декларации, за счет совершеннолетних детей, неправильно. "Статья 60 Конституции четко определяет, что после достижения 18 лет человек полностью независим. В декларации должна указываться информация по тем, кто ведет совместное хозяйство. Совершеннолетние, живущие отдельно дети, таким образом в список не входят и входить не должны", - объяснил Валеев.

Непростая ситуация обстоит и с самими отделами по противодействию коррупции, которые сейчас существуют в штате многих министерств и ведомств, заметила Татьяна Тучак, замначальника отдела по противодействию коррупции Федеральной антимонопольной службы. "Проблема в том, что отделы по противодействию коррупции были выведены в управление госслужбы. Прямого доступа к руководству мы не имеем, и оно может получать в результате недостоверную информацию. Я считаю, что нужно дать определенный статус отделу по противодействию коррупции, дать ему хотя бы минимальные права, которых сейчас нет. Мы не можем сегодня принимать самостоятельные решения", - посетовала она. Также, считает чиновник, нужно внести изменения в 79 федеральный закон о государственной и гражданской службе. "Там прописано, что служащий не может заниматься "иной оплачиваемой деятельностью", - процитировала она, заметив, что госслужащий может принести бумажку, что фирма мертвая и давно не приносит дохода. "И он будет с юридической точки зрения прав, если нет доказательств получения дохода", - резюмировала Татьяна Тучак.   

А как у них?  

В Болгарии декларированию подлежат наличные средства свыше 2,5 тыс. евро, в Черногории - более 5 тыс. евро, в Грузии - более 2 тыс. евро.

Еще дальше пошла Латвия, где не только закрепили требование декларировать наличные средства, но и попытались воспрепятствовать указанию в декларациях завышенной суммы наличных сбережений (впоследствии она позволяет "оправдать" дорогостоящие приобретения). Кроме того, принят закон, по которому все наличные сбережения должностного лица, превышающие 20 МРОТ, должны быть размещены на счетах банков и кредитных организаций.

В Румынии должностные лица обязаны декларировать изделия из драгметаллов, ювелирные украшения, произведения искусства, частные коллекции, стоимость которых превышает 5 тыс. евро.

В Индонезии наряду с драгоценными камнями, произведениями искусства и антиквариатом декларируются расходы на образование, обучение, отдых, а также иные потребительские расходы свыше определенного лимита.

В Аргентине в обязанность должностных лиц входит раскрытие информации о любом принадлежащем им имуществе стоимостью более 5 тыс. песо.

В некоторых странах декларированию подлежат более специфические сведения. Так, в Хорватии должностные лица обязаны раскрывать информацию о домашних животных стоимостью выше определенной суммы.

Зарплата Высшая школа экономики