Напомним, на недавнем первом заседании нового Общественного совета при Минобрнауки именно пролблема жуткой бюрократизации школ стала основной темой обсуждения. У учителей действительно наболело. Вместо того, чтобы учить детей, им приходится бОльшую часть своего времени буквально "жертвовать" на бумажки: отчеты о количестве мальчиков и девочек, "прогноз" о числе детей-инвалидов в школе через несколько лет, составление учебного плана на год вперед с учетом пробелов, которые нужно будет восполнять. Видимо, по мнению региональщиков, учителя и директора школ должны обладать недюжинным даром предвидения.
Прислушавшись к педагогам, минобрнауки провело опрос 30 школ. Тенденция ежегодно растущего вала различных запросов в адрес школ от вышестоящих и сторонних органов и организаций подтвердилась. Большая часть, 80 процентов - запросы органов управления в сфере образования и подведомственных им организаций, очень часто дублирующие статистическую отчётность и данные федеральных мониторингов. Требуют и отчёты о проведении разных школьных мероприятий и даже реализации основных общеобразовательных программ, включая результаты контрольных работ и государственной аттестации школьников, что вообще неправомерно. Таким образом, основная и порой излишняя нагрузка на школу по подготовке различной отчётности исходит из самой системы образования. Получается, что требуя от педагогов высокого качества работы, чиновники сами же эту работу и тормозят, нагружая учителей никому не нужным бумаготворчеством.
Письмо от 12 сентября еще до появления в разделе документов министерского сайта опубликовал в своем личном твиттере замминистра образования и науки Игорь Реморенко. В нем региональным органам управления образованием рекомендовано не запрашивать информацию от школы о её деятельности, а самостоятельно получать данные из официального школьного сайта и проводить плановые проверки общеобразовательных учреждений один раз в год во время приёмки школ к новому учебному году. Также министерство советует переходить на электронные журналы успеваемости, чтобы информация об уровне образования в каждом классе тоже была доступна в интернете.
В письме есть и рекомендации школам: размещать как можно больше информации о своей деятельности на официальном школьном сайте, обеспечить в случае необходимости передачу информации в различные органы и организации строго через своего учредителя. И еще одна важная рекомендация, которая относится больше к директорам школ и завучам: собирать информацию о результатах качества работы учителей в рамках введения новой системы оплаты труда не более 1 раза в полугодие.
"Российская газета" решила узнать у читателей, в верном ли направлении идет министерство, взявшись за дебюрократизацию школ.