Опасения по поводу увольнений сотрясали завод и небольшой городок Краснотурьинск, для которого предприятие является градообразующим, с прошлого года. Теперь ситуацию удалось разрулить. Внешэкономбанк (ВЭБ) предоставит собственникам предприятия льготную кредитную линию больше чем на миллиард рублей для модернизации производства. И проведет переговоры с руководством города о его включении в программу развития моногородов. Компания РУСАЛ обязуется не увольнять рабочих.
Соглашение об этом было подписано вчера в Краснотурьинске между правительством Свердловской области, представителями компании и профсоюзами. Текст правился вплоть до последнего момента, рассказали "РГ" знакомые с ситуацией источники. Тем не менее это один из немногих случаев, когда удалось договориться в интересах дела и людей, доволен Белоусов.
Это не пример "ручного управления", считает министр. "Алюминиевая отрасль для страны - стратегическая, - пояснил он "РГ". - Но одно решение влечет за собой другое. Сейчас в России при поддержке ВЭБа развиваются масштабные проекты по запуску Тайшетского, Богучанского алюминиевых заводов. Но чтобы запустить их, надо вывести старые мощности. Все вопросы надо рассматривать в комплексе. И правительство не может остаться в стороне от социальных и общеэкономических вопросов", - объяснил он смысл вмешательства в ситуацию на БАЗе. Алюминиевая промышленность, уточняет Белоусов, важна для развития авиапрома и автопрома. В переговорах, которые велись собственниками завода, ВЭБом, "Росатомом", министерством энергетики, минэкономразвития, по его словам, играло роль координатора.
БАЗ, который строился в 1940-х годах, оказался в сложной ситуации. В его цехах еще висят плакаты "Первый алюминиевый БАЗ - наша гордость и честь", на управлении - таблички о награждении завода орденом Ленина. Но сегодня завод устарел, генерирует убытки, признал министр. Модернизация позволит производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, сделает ее более конкурентоспособной. И, кстати, менее зависимой от колебаний цен на мировых рынках.
Важный сюжет - тарифы на электроэнергию для предприятия. Сегодня они выше 6 центов за киловатт. Когда-то, в 1990-е годы, на пике подъема БАЗа тонна алюминия стоила 2 тысячи долларов, энергия - 10 копеек за киловатт. Сейчас - для сравнения - на аналогичных предприятиях в Сибири стоимость киловатта составляет 3 цента. Но алюминиевое производство энергоемкое, БАЗ потребляет энергии больше, чем весь Екатеринбург.
При нынешних ценах на электричество заводу не выстоять, модернизацию не провести. Но удалось достичь договоренностей, что цена киловатта будет на два года снижена - ровно в два раза. Идет речь и том, чтобы заводу была продана ТЭЦ, которая поставляет на него тепло. Пока собственникам не удается сойтись в цене. Минэкономразвития готово подключиться к их переговорам.
Но параллельно надо заранее готовиться к тому, что модернизация будет приводить к высвобождению рабочих рук, признает вице-президент ВЭБа Ирина Макиева. Собственники обещают им перевод на другие производства внутри завода, переезд на новый алюминиевый завод, который строится в Красноярском крае. Но все равно в городе надо создавать новые рабочие места вне стен завода, считает Макиева. Чтобы люди имели возможность выбрать, где они хотят трудиться.
Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики
По данным минрегиона, в России сегодня – более 300 моногородов. По нашим оценкам, их 150. При этом примерно 60 территорий живые, там бьется бизнес. В остальных ситуация действительно сложная. В них живет несколько миллионов человек.
Проблема моногородов - это очень долгое и тяжелое лечение с издержками для всех сторон. Даже в Европе такие территории, например, Рур, санировали в течение нескольких десятилетий длительными вливаниями в экологию, инфраструктуру, человеческий капитал. Но решать эту проблему надо и у нас. Но для этого должны сесть и договориться три стороны – государство, бизнес и местное сообщество. Государство должно взять на себя вложения в инфраструктуру, переподготовку людей, повышение их мобильности. Бизнес - просчитать, какие производства он закрывает с силу их нерентабельности, какие – остаются на плаву, модернизируются, либо закрываются постепенно. Население – предложить свои идеи, какие-то «фишки», что-то организовать. Но пока на этом поле не будет трех игроков, ничего не получится.
Очень важный вопрос - институты мобильности населения. Они сейчас чудовищны. Даже желая переехать, человек не может этого сделать из-за проблем с покупкой нового жилья, нет возможности получить доступный кредит. Сейчас что-то в этом плане пытается сделать Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, но пока очень медленно и в пилотном режиме.