Так, по словам руководителя "Центра информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур" - организатора форума - Натальи Абустиной, региональные экспертные группы на сегодня состоят преимущественно из представителей вузов, организаций инновационной инфраструктуры и органов региональной власти, а бизнес оставлен "в стороне".
- Почему необходимо привлекать бизнес? - задается вопросом Абустина. И отвечает: "Предприниматели обладают более глубокими знаниями рынка своей отрасли. Кроме того, умеют, как никто, определять собственные потребности для поиска инновационных разработок на рынке".
В рамках прошедшей конференции были затронуты и другие аспекты развития инноваций в России. По мнению заведующего кафедрой управления инновациями Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства Александра Харина, основные недостатки национальной инновационной системы России, во-первых, это низкий уровень развития кооперации. "У нас мало развита культура кооперации. И еще меньше развита культура бизнес-кооперации", - считает эксперт.
Во-вторых, низкий уровень развития самого инновационного бизнеса. "До тех пор пока в России не будет восстановлен высокий уровень высокотехнологичного производства и развит бизнес, трудно будет стране рассчитывать на что-нибудь путное со стороны государственной исполнительной власти", - уверен он.
В-третьих, система управления взаимодействием рынка не соответствует потребностям участников национальной инновационной системы. "Существующая система управления высокотехнологичным производством не удовлетворяет ни промышленность, ни бизнес, ни науку", - считает Харин.
С такой точкой зрения согласился начальник отдела стратегического управления и институционального развития Министерства экономического развития России Владислав Тарасенко. И добавил, что ведомство сейчас работает над этими проблемами и активно развивает рынок инноваций, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Он напомнил, что в федеральную инновационную систему входят прежде всего планы по развитию технологических платформ, а также инновационные стратегии компании с государственным участием. "Мы консолидируем эти планы и осуществляем методическую поддержку деятельности. Кроме этого, на федеральном уровне осуществляется поддержка малого инновационного бизнеса", - пояснил Тарасенко.
"В последнее время у нас активизировалась деятельность общественных организаций федерального уровня, осуществляющих поддержку инновационной деятельности. Здесь можно упомянуть ассоциацию инновационных регионов, различные некоммерческие организации и конференции", - уточнил представитель минэкономразвития. Если говорить о региональной инновационной системе, то в первую очередь надо обратить внимание на инновационные территориальные кластеры, считает эксперт. И в этом году минэкономразвития осуществило проект, связанный с пилотными программами развития инновационных территориальных кластеров.
Помимо этого, считает Тарасенко, важным является формирование инфраструктуры региональных инновационных систем. Сюда можно отнести технопарки, фонды региональной поддержки инновационных предприятий. "Некоторые инструменты и механизмы мы стараемся заимствовать, копировать с уже апробированных мировых практик. Некоторые инструменты приходится самим нащупывать и искать. И мы здесь только в начале пути и готовы и открыты к диалогу, к тому, чтобы совместными усилиями формировать различные механизмы поддержки", - заявил Тарасенко.
Что касается поддержки инноваций на федеральном уровне, то минэкономразвития сейчас сформировало список из 30 технологических платформ. "При формировании этого списка мы старались ориентироваться на европейский опыт развития технологических платформ и сформировать их таким образом, чтобы их тематика находилась в тренде мирового развития", - уточнил он.