18.09.2012 00:05
Культура

На фестивале "Киношок" представили фильмы о возвращении к природе

На "Киношоке" замыслили побег назад, к природе
Текст:  Ирина Корнеева (Анапа)
Российская газета - Федеральный выпуск: №214 (5887)
В фильме открытия "Киношока" "Пустой дом" Нурбека Эгена киргизская девушка в поисках лучшей жизни бежит из родной деревни в Москву, оттуда - во Францию и там погибает. А в первом же конкурсной картине "Киношока" "Степняк" азербайджанского режиссера Шамиля Алиева молодая женщина, напротив, спасается от большого города в степи и там, вдали от цивилизации, в почти первобытных условиях, среди гордых верблюдов находит и свое счастье, и свою судьбу, и саму себя.
Читать на сайте RG.RU

Причина такого отторжения - в аксиоме, в последнее время вдруг ставшей привлекательной и даже модной для препарирования с помощью кинематографа, фокусирующего взгляд на моральных недостатках людей и душевной красоте животных, ведь чем больше соблазнов предлагает человеку цивилизация, тем меньше шансов она - цивилизация - сохраняет ему остаться человеком.

Причем, судя по программе "Киношока", назад, к природе, тянет именно тех режиссеров, кто живет среди небоскребов и ходит по асфальту. Шамиль Алиев из их числа. Открывая специальную программу XXI фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок" "В фокусе - Азербайджан" (а до этого года "В фокусе" представлялись фильмы Казахстана, Беларуси и Армении), он рассказал, что "Степняк" - его авторский проект, снятый за миллион долларов (всего ведь по российским меркам это малобюджетная картина). "В Азербайджане снимается шесть-семь фильмов в год. В основном кинопроекты финансирует государство. Мы пытаемся сделать так, чтобы параллельно существовали и независимые проекты. Сильное ли влияние оказывается на азербайджанский кинематограф? Иногда государство расставляет свои приоритеты. Например, когда я хотел снимать свое кино, не всегда это находило поддержку", - объяснял Шамиль Алиев.

Главные герои его картины - молодой мужчина, выросший в степи и там сохранивший свою душу в чистоте; беременная женщина, сбежавшая из Баку и решившая стать женой этого степняка (единолично мужчина отчаянно сопротивлялся, пока не влюбился и не принял ее за свою), и стадо верблюдов, которые выступают в роли безмолвных соглядатаев непростых людских взаимоотношений, способных выразить свою реакцию на происходящие события разве что смачным плевком. Но крупные планы красивых покачивающихся верблюжьих голов и мудрые огромные глаза этих невозмутимых животных занимают добрую часть фильма. . Поэтому вопрос: "Откуда в Азербайджане столько верблюдов?" режиссера не удивил: "До 50-х годов прошлого века у нас были поколения степняков, - испокон веков сотни лет люди этим занимались. Но известный указ о налоге на животных заставил начать стрелять целые стада. Но в наши дни профессия возвращается - в Азербайджане сейчас несколько тысяч верблюдов".

На "Киношоке" представлено несколько азербайджанских фильмов, действие которых происходит где-то в степи, где-то у истоков цивилизации. "Может быть, это какая-то подсознательная протестная реакция режиссеров, - комментировал программу киновед, режиссер и секретарь Союза кинематографистов Азербайджана Аяз Салаев. - Баку сейчас застраивается большими зданиями. Даже тот, кто был в Баку год назад, не узнает города".

Наше кино Мировое кино