Сегодня в ЕФАС зарегистрировано только 26,4% от общего числа демонстраторов фильмов. Регулярно предоставляют информацию не более 15% зарегистрированных демонстраторов. Выручка от кинопоказа (валовый сбор) только за период с 1 января 2012 г. по 13 февраля 2012 г., по данным оператора единой федеральной автоматизированной системы сведений о показе фильмов в кинозалах, составила 2297 млн рублей, реальный сбор значительно выше.
В результате несоблюдения требований законодательства нарушаются права лиц, которым принадлежит исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, а также обладателей исключительной лицензии на его показ. Законопроект вносит в Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнения, предусматривающие меры административной ответственности демонстратора, осуществляющего платный показ фильма в кинозале, за непредставление, неполное предоставление либо за представление заведомо недостоверной информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах (штрафные санкции от 100 до 200 тыс. руб., при повторном в течение года совершении аналогичного правонарушения от 200 до 400 тыс. руб., при этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица).
Законопроект вносит поправку в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которая возлагает на демонстраторов кинофильмов обязанность уведомления о начале осуществления деятельности, что, по мнению авторов документа, улучшит функционирование единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах.
Поскольку законопроектом устанавливается административная ответственность за новый вид правонарушений, предусмотрено его вступление в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.
По словам депутата Госдумы, кинорежиссера Владимира Бортко, отечественная киноиндустрия складывается из двух совершенно разных частей: производства фильма и его эксплуатации. То есть показа и получения за этот показ денег. Проблемы разные, но их объединяет одно емкое понятие - воровство. Из 2700 кинозалов, которые обязаны отчитываться о количестве проданных билетов, регулярно (и то с враньем) отчитываются 100. Какое количество денег они воруют, точно неизвестно, но деньги не доходят до производителя. Смысл этого законопроекта - под видом ужесточения наказания сохранить систему тотального воровства. Кинематография нуждается в полном и всеобъемлющем законе с действительной уголовной ответственностью за вранье и воровство, уверен Владимир Бортко:
- Будем принимать закон в первом чтении, а перед вторым чтением его надо внимательно проанализировать, пропустив через комитеты по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, по бюджету и налогам.
Кинотеатры получают 50% выручки от показанных кинофильмов. При определении этих 50% предполагалось, что кинотеатры будут участвовать в продвижении отечественной продукции - этого не происходит. Вообще определение процента, который остается у кинотеатров, ничем не объяснено.
В 2010 году владельцы кинотеатров получили 530 млн долл. за показы, а также 630 млн долл. от продажи поп-корна и сопутствующего товара, при этом они освобождены от НДС. Эти сэкономленные средства должны идти на строительство новых залов и поддержку отечественного кино, но этой поддержки нет.
Оценки потерь существенно расходятся. По одним оценкам, сборы фильмов в результате недобросовестных практик отдельных игроков индустрии в среднем занижаются на 15-20%, но некоторые специалисты озвучивают и более консервативные оценки - 40-50% потерь, считает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.
Минкультуры предлагает штрафовать организаторов кинопоказов на сумму от 100 до 200 тыс. руб. за предоставление неполной, заведомо недостоверной информации либо вовсе за отсутствие такой информации. При повторении данного правонарушения штраф предлагается увеличить в два раза.
По мнению замминистра культуры Григория Ивлиева, реализация этого закона в случае его принятия позволит наладить учет всех проданных билетов. Полученные средства - это новые хорошие фильмы, которые будут сняты не на бюджетные средства, а на деньги, которые зарабатываются самой отраслью.
Однако, скорее всего, озвученные инициативы минкультуры в такой редакции не будут реализованы, так как резко против ужесточения требований традиционно выступает минэкономразвития, считает Максим Клягин. Причем позиция минэкономразвития, по его мнению, вполне обоснованна. Ведомство считает, что такое многократное увеличение штрафов несоразмерно административному правонарушению и создает слишком высокие риски для значительного количества участников этого рынка.
По мнению Клягина, оптимизация ЕФАС позволит повысить рентабельность кинопроката и позитивно отразится на инвестиционной привлекательности рынка российского кино, испытывающего дефицит финансирования, что также выступает одним из факторов отсутствия стабильных успехов на международном рынке и продолжающегося снижения доли отечественных фильмов в местном прокате.