Согласно Бюджетному кодексу России долг региона не может быть больше, чем налоговые и неналоговые доходы казны, однако в некоторых субъектах этот показатель уже гораздо выше. На совещании, где в режиме видеоконференции федеральные и региональные чиновники обсудили проблемы долговой нагрузки, зампредседателя Совета Федерации Светлана Орлова назвала целый ряд субъектов, в которых объем госдолга составляет более 60 процентов от собственных доходов:
- В Астраханской области это соотношение составило 80 процентов, в Костромской - 72, в Мордовии - 71, в Рязанской - 65, в Вологодской - 64, в Саратовской - 63.
При этом, добавила она, наибольший удельный вес в структуре внутренних долговых обязательств составляют бюджетные кредиты.
- В последние годы мы активно кредитовали субъекты Российской Федерации, давали средства и на дорожное строительство, и на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, засухи, - подтвердил министр финансов России Антон Силуанов.
По его словам, в нынешнем году для регионов предусмотрены кредиты на сумму до 105 миллиардов рублей. Министр признал, что кредитная система работает на замещение тех же субсидий, и именно поэтому доля этих займов настолько высока. И, с одной стороны, по словам Антона Силуанова, это хорошо, что регионы не часто пользуются дорогими деньгами банков. С другой стороны - возможности минфина ограниченны:
- И наша политика заключается в том, чтобы постепенно сокращать объем кредитования, - заявил министр. Уже в будущем году объем бюджетных кредитов субъектам запланирован в сумме 75 миллиардов рублей.
На вопрос, как же отдать долги и на делать новых, у Антона Силуанова один ответ: сокращать расходы.
- Мы предлагаем ужесточить требования к руководству регионов. Считаем, что если субъект Российской Федерации допускает неисполнение обязательств и превышение доли долговой нагрузки, это можно считать основанием для рассмотрения вопроса о соответствии губернатора занимаемой должности, - подчеркивает Антон Силуанов.
У представителей регионов такой подход не находит понимания. Губернатор Самарской области Николай Меркушкин посетовал, что, анализируя долговую политику, никто глубоко не изучает особенности экономики каждого региона. По мнению глав субъектов, то же происходит и при изменении федерального законодательства. К примеру, смоленский губернатор Алексей Островский отметил, что создание дорожных фондов "извлекло" из бюджета региона два миллиарда рублей. Раньше эти средства могли пойти на социальные программы, теперь - исключительно на дорожное хозяйство.
Похожая ситуация и в Белгородской области. Сейчас объем ее госдолга составляет 29 миллиардов рублей, половина этой суммы - госгарантии малому предпринимательству. Региональная казна недосчиталась здесь четырех миллиардов рублей из-за вступивших в силу норм о консолидированных группах налогоплательщиков. В частности, в одну из них вступил Стойленский ГОК, и теперь его налоги распределяются иначе.
- Еще три миллиарда мы потеряем из-за изменения конъюнктуры цен на черные металлы, - отметил начальник департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области Владимир Боровик. И предложил создать резервный фонд на случай таких форс-мажорных ситуаций. Антон Силуанов согласился, но добавил: вопрос будет прорабатываться.