15 лет назад вы стали инициатором введения в Англии нового критерия оценки как школьников, так и школ в целом - "добавленное качество". Почему потребовался такой критерий, и что в него входит?
Майкл Барбер: Когда Тони Блэр стал премьер-министром, он назвал образование приоритетом для Великобритании. Мне было поручено внедрять новую политику в школах, реформировать систему образования и вводить новые стандарты повышения качества. Мы поставили четкие цели, стали поддерживать лучшие школы и лучших педагогов, проводить регулярные тренинги. И уже за первые несколько лет такой политики эффект стал очевиден: знания учеников начальной школы, в особенности по родному языку и математике улучшились. К 2000 году Англия с 17-го места в глобальном рейтинге образовательных систем поднялась на третье. Слабых школ стало в разы меньше.
В чем особенность методики?
Майкл Барбер: В начальной школе мы ввели специальную систему изучения английского языка и математики. На уроках языка выстроили четкую схему: сначала ученики разбираются с фонетикой - с тем, как слова звучат, потом изучают строение слова, потом предложения, потом сами составляют небольшие тексты. В каждом классе ежедневно проводится так называемый литературный час. А также ежедневные занятия математикой. Результаты потрясли. В Англии с 1949 года до начала 1990-х не повышался уровень грамотности. После введения новой системы показатели пошли вверх. Математика развивает абстрактное мышление. Есть множество свидетельств: те, кто хорошо успевает по математике в детстве, добиваются успеха и во взрослой жизни.
В России одним из основных критериев оценивания школ являются результаты ЕГЭ. Этот критерий отражает реальное положение дел?
Майкл Барбер: Введение Единого экзамена - это большой шаг вперед для России. Впервые появился инструмент, который дает регулярные данные по всей стране о том, как работает система образования. ЕГЭ впервые позволил посмотреть на показатели успеваемости и знаний в регионах по единой шкале и сравнить их. Это отличный вариант и для студентов - они получают независимый доступ к поступлению в университеты по всей стране.
Многие считают, что тест усредняет школьника, не дает возможности показать умение мыслить и творить. Да и от коррупции он не спасает.
Майкл Барбер: В Россию я приезжаю часто, много беседовал по поводу ЕГЭ с российскими министрами образования - и с Владимиром Филипповым, и с Андреем Фурсенко. Экзамен до сих пор не идеален. Но все же это шаг вперед. И никто нигде, ни в одной стране, не скажет вам, что тесты - единственный способ оценки знаний У качественного образования несколько составляющих. Во-первых, это, конечно, знания и умения. Экзамен-тест для этого подходит. Другая составляющая - мышление. В современном мире важны самые разные способы мышления: дидактическое, творческое, умение реагировать на события, умение думать в режиме форс-мажора, способность думать сообща, в команде - это тоже важно. Далее - лидерство. Способность производить на людей впечатление, влиять на них: в семье, в классе, на работе, в школе, в регионе, в стране. Здесь важно умение слушать, вести беседу. Вот это уже не учитывается в ЕГЭ ни в одной стране. И мы сейчас много об этом спорим. Национальные экамены - шаг вперед, но это не конец истории. Ни для Америки, ни для Англии, ни для России.
В России уже около 20 лет идут реформы образования.. Хотя известно, что система образования сама по себе весьма консервативна. Как преодолеть это разногласие?
Майкл Барбер: России стоит задуматься о том, как будущие выпускники вузов "впишутся" в глобальную экономику. Тенденция - в глобализации. Нужно готовить школьников и студентов к тому, чтобы они смогли прожить насыщенную жизнь именно в таких условиях. И здесь вопрос не в конфликте прошлого и настоящего, а в построении системы образования, нацеленной на будущее. Для того чтобы совершенствовать национальную систему образования, нужно несколько условий : соответствие международным стандартам, зависимость качества системы от работающих в ней людей и эффективность работы руководителей, их готовности к изменениям. Однажды я разговорился с топ-менеджером крупного лондонского банка. Выяснилось, что охотнее всего он берет на работу российских специалистов: "Им нет равных в математике и технических вопросах. Но пока у ребят из России сложности с лидерскими качествами". Мне кажется, сегодня у России есть все шансы это изменить.
Справка "РГ"
Майкл Барбер, профессор Высшей школы экономики (Москва) и Высшей педагогической школы Гарвардского университета. Он - один из руководителей образовательной реформы в Великобритании. Она считается одной из самых успешных попыток внедрения масштабных изменений в этой сфере за весь прошлый век. К его советам в вопросах социальной политики прибегают правительства многих стран, а также крупнейшие международные организации - такие, как Всемирный банк и МВФ.