Появление в еженедельном французском сатирическом журнале Charlie Hebdo новой серии карикатур с "участием" пророка Мухаммеда, в одночасье сделало издание бестселлером. "Номер расходится мгновенно", - признаются продавцы. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря грамотной пиар-кампании: о публикации провокационных рисунков в Charlie Hebdo стало известно в самый разгар протестов против фильма "Невинность мусульман", которые прошли во многих странах. Гневная реакция совета французских мусульман на будущие, еще не вышедшие карикатуры, обещания правительства не допустить беспорядков, громкие "за" и "против" политиков - все это заранее разогрело интерес публики к изданию. Официальный Париж не стал препятствовать появлению карикатур. Власти традиционно объяснили свою позицию "гарантиями свободы слова". И предложили лицам, оскорбленным действиями журнала, обращаться в суд. Впрочем, на данный момент подобных обращений зарегистрировано не было. Многие эксперты считают эти судебные процессы бесперспективными для истцов: оскорбление по религиозным мотивам не столь четко прописано в законодательстве, как, скажем, оскорбление по причине расовой ненависти.
Руководство французского журнала не считает публикацию карикатур на пророка чем-то особенным. Во-первых, указывает оно, те, кто не хочет испытывать унижение, могут не покупать Charlie Hebdo. Во-вторых, всегда найдутся люди, кто будет недоволен содержанием карикатур и потребует запретить освещение той или иной темы. Например, потребует вообще не размещать в издании рисунки на темы ислама или отказаться от насмешек над определенными социальными сюжетами. "Если мы сегодня поддадимся давлению, это будет означать, что экстремисты во Франции победили", - возмущаются местные журналисты, разделяющие позицию Charlie Hebdo.
Многие эксперты согласны с тем, что антиамериканские протесты против фильма "Невинность мусульман", которые проходят в странах с преобладанием мусульманского населения, не были спонтанными. Ролик несколько месяцев лежал на YouTube, не вызывая ни у кого особенного интереса. Но кто-то перевел его на арабский язык и передал в распоряжение египетских каналов. А те, в свою очередь, несколько дней крутили сюжет об антиисламском фильме, прежде чем начались беспорядки.
99 процентов мусульман, яростно штурмующих посольства США в разных странах, никогда ролик не видели. Подавляющее большинство из них не говорит по-английски и не знает, что такое YouTube. Но они получили четкие инструкции, против чего выходить на митинги, их ненависть к христианскому миру и его ценностям искусно разжигают. Организаторы этой волны беспорядков стремятся "узурпировать" ислам, продемонстрировать его силу, сделать его неприкасаемым. Они стремятся запугать мир своими акциями.
Возможно, издатели Charlie Hebdo перегнули палку, вновь вернувшись к теме пророка в карикатурах, когда исламский мир бурлит от ненависти к Западу. Однако вопрос о том, можно ли рисунки французских сатириков считать оскорблением ислама, должны решать не экстремисты на улицах, а независимые судебные инстанции. В том числе с учетом разницы в менталитетах: если в мусульманских странах на Востоке виновному в просмотре карикатур Charlie Hebdo на пророка грозила бы смертная казнь, то в христианских, на Западе, - это увлекательное семейное чтиво. А ведь как гласит известная поговорка: со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
В среду министерство внутренних дел Франции усилило меры безопасности в районах, прилегающих к редакции сатирического журнала, и предостерегло сторонников радикального ислама от несанкционированных протестов.
Франция из соображений безопасности временно закрывает свои культурные центры и школы в 20 странах. Причиной этого стала публикация карикатур в журнале Charlie Hebdo. Тем временем, во французских социальных сетях вновь появились призывы к верующим массово выйти на улицы, чтобы осудить ленту "Невинность мусульман". Власти предупредили, что полиция разгонит собравшихся, а поступивший запрос на проведение акции протеста будет отклонен. По мнению премьера Жан-Марка Эро, "нет никаких оснований переносить на территорию страны конфликты, которые к Франции отношения не имеют".