19.09.2012 00:05
Культура

Узбекское кино в борьбе за зрителя победило американский Голливуд

На "Киношоке" рассказали, как узбекское кино победило американское
Текст:  Ирина Корнеева (Анапа)
Российская газета - Федеральный выпуск: №215 (5888)
Самый популярный вопрос на "Киношоке" сегодня, адресованный представителям из бывших союзных республик: сколько у вас в стране Союзов кинематографистов?
Читать на сайте RG.RU

В Узбекистане - ни одного, как пошутили члены узбекской делегации. Это на фоне того, что в стране снимается по восемьдесят фильмов в год (sic!) на частных коммерческих киностудиях (которых в Узбекистане около ста), плюс пятнадцать полнометражных и тридцать документальных еще финансируется государством. И притом узбекские фильмы в местном прокате почти полностью вытеснили американские. Национальный парадокс комментирует режиссер, сценарист, лауреат Госпремии Узбекистана и призер международных кинофестивалей Джасур Исхаков.

Насчет отсутствия в Узбекистане Союза кинематографистов при очевидном расцвете производства кино - это была шутка?

Джасур Исхаков: Было преобразование всей структуры узбекского кино. Сначала она стала называться государственная акционерная компания "Узбеккино". Сейчас преобразовалась в национальное агентство "Узбеккино", и эта структура относится к кабинету министров, к нашему правительству. По сути, это бывшее Госкино, которое везде было. И вот при национальном агентстве "Узбеккино" существует объединение творческих работников кино, раньше это были разные организации. И директор "Узбеккино" одновременно является и председателем этого объединения. Того мощного союза, который был, сейчас не существует, но, думаю, в итоге ситуация изменится и пришедшая молодежь объединится в Союз кинематографистов, как раньше.

Феноменальное явление: ребята находят спонсоров, либо продают квартиры, и снимают кино.

Каждую неделю выходит новый фильм. Феноменальное явление: ребята собирают деньги, зачастую не очень большие, находят спонсоров, либо продают квартиры, и снимают кино. Камеры доступны, актеры доступны, им иногда платят, иногда нет. Я думаю, из этого количества в итоге родится качество. Потому что среди этих людей, которые снимают абсолютно не зависимое ни от кого кино, создается новый класс продюсеров. Один с диском сидит в кинотеатре возле проектора, другой считает по головам зрителей, чтобы их не обманули, и так отбивают деньги. То, что при государственном финансировании картины безразлично: деньги истрачены, галочка поставлена, и там уже катай не катай - не столь важно. А продюсеры частных студий проникают во все уголки республики, добираются и в южный Казахстан, в районы Киргизии, Таджикистана, и там их картины пользуются большим успехом. Чаще всего это или комедии, или фильмы, не поднимающие никаких социальных проблем, на тему: невеста плохая, жених бедный или, наоборот, богатый. Обязательно снимают знаменитых певцов. То есть пользуются системой звезд. Я был недавно в Ереване, там всего три-четыре частные студии, а в Узбекистане - сто. Они как грибы рождаются, кто-то умирает, кто-то банкротится, кто-то делает хорошие деньги. Среди режиссеров уже начинается соревнование за зрителя. Но в этом соревновании возникают настоящие продюсеры, которые умеют считать не чужие, а свои деньги и экономно их тратить, выжимая из них все возможное. И кино не то что окупается - некоторые картины приносят очень хороший доход.

И, странная вещь, вот эти фильмы частных киностудий практически полностью вытеснили американское кино с узбекских экранов. У нас в кинотеатрах нет американского кино. Не то чтобы засилья, а вообще нет - не идет народ на американские фильмы просто. И индийское кино тоже отошло в сторону. Поют, танцуют и плачут на экране наши узбекские актеры. Лучше на своих смотреть. Это интереснее.

Мировое кино Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ