20.09.2012 00:45
Общество

Социологи составили портрет наиболее перспективного российского акционера

Социологи нарисовали собирательный портрет наиболее перспективного российского акционера
Текст:  Екатерина Добрынина
Российская газета - Экономика: Инвестиционные проекты №216 (5889)
Найти инвестора! Когда солидное юридическое лицо ставит перед собой такую задачу, оно иногда очень сильно начинает напоминать лицо физическое - причем юное, румяное, красивое и в отдельных случаях "с косой до пояса". Молодое физическое лицо прекрасного пола стремится найти себе достойного жениха, порой слабо представляя, каким должен быть идеал, чего остерегаться и кто вообще присутствует "на ярмарке вакансий". Есть лишь смутное: чтоб надежный, чтоб серьезный, чтоб верный (русский вариант - еще и непьющий)... ну, и красивый все-таки. С кем знакомиться, кого очаровывать, от кого шарахаться как от чумы? Сплошные вопросы.
Читать на сайте RG.RU

Как ни смешно, однако примерно то же самое можно сказать и про частных инвесторов. Кто они, насколько надежны, стоит ли их всерьез брать в расчет - понять нелегко. Их в России вообще пока крайне мало. Не то что, например, в развитых западных странах, где для почтенного обывателя совершенно нормально начинать утро с чтения биржевых сводок в газетах: как там поживают мои акции? Не упал ли курс, не потерял ли пакет в весе?

Российские частные инвесторы, владеющие в настоящий момент акциями тех или иных предприятий, составляют менее 1% населения. Это, как правило, люди с высоким доходом, "верхушка" общества, активные успешные бизнесмены. Элита, а не массы.

Но, как выяснилось, немало обычных граждан в будущем тоже не против стать инвесторами и приобрести акции отечественных компаний или предприятий. Их сейчас достаточно много для того, чтобы можно было нарисовать собирательный портрет такого потенциального инвестора.

Именно это в своем исследовании попытались сделать социологи Фонда "Общественное мнение" (ФОМ). Своих респондентов (1500 совершеннолетних жителей из 100 населенных пунктов в 43 субъектах РФ, отобранных по стандартной социологической методике и представляющих все социально-демографические группы страны) они рассмотрели именно сквозь призму возможных инвестиций в российскую экономику.

"Если бы вам позволяли финансовые возможности, вы купили бы или не купили бы акции какой-нибудь российской компании? Если акции у вас уже есть - купили бы еще?" Такова была формулировка вопроса, который, как обычно, дополнялся массой прочих.

Отрадная новость для отечественного бизнеса. Люди в него все-таки верят и готовы идти на некий финансовый риск сегодня, чтобы получить совместную прибыль в будущем. 39% россиян, будь у них свободные средства, купили бы акции российских предприятий. И это очень большая цифра для страны, в которой свежа память о ваучерах, дефолтах, деноминациях и социалистической системе хозяйствования. Где вообще деньги считаются "работающими", только когда на них куплены земля, квартира, машина или что-то столь же материальное и осязаемое. И где слово "акции" для большинства граждан совершенно непонятно и доверия не внушает.

Поэтому не стоит удивляться, что 46% населения пока стать инвесторами не готовы. Но при этом 14% колеблются и внятного ответа социологам не дали. Это как раз тот "резерв", который вполне может пополнить ряды потенциальных инвесторов, если поймет, что дело это прибыльное и перспективное.

Кто же в нашей стране в первую очередь мог бы войти в число акционеров отечественных компаний?

Чаще это мужчины (45%), чем женщины (их на 10 процентов меньше). Чаще молодежь, чем люди старшего возраста. Так, самое большое желание приобрести акции российских компаний выражали люди от 18 до 30 лет (больше половины, или 53%) и 31-45-летние (ровно 50%). Дальше решимость вложить деньги в отечественный бизнес резко падает: до 32% в когорте 46-60-летних и вдвое меньше (16%) у людей старше шестидесяти.

Большую роль играет образование: лишь треть людей со средним образованием и ниже (31%) видят себя в роли инвесторов. В рядах, имеющих диплом о среднем специальном образовании, - уже 41% поддержал бы своими деньгами развитие российской экономики. 52% обладателей вузовских "корочек" акции купили бы с большой охотой, будь у них на это деньги.

Меньше всего готовы идти на инвесторский риск те, чей доход составляет от 4 до 9 тысяч рублей в месяц: среди них на это решилась бы только примерно четверть (28%). Странно, но люди совсем бедные, получающие в месяц менее 4 тысяч рублей, гораздо больше склонны к покупке акций (42%). Возможно, сказывается желание "сыграть на бирже" и таким образом поправить свое материальное положение ("пусть деньги работают, а мы отдохнем"). Однако, как и следовало ожидать, чаще других готовы попробовать себя в роли инвестора люди с доходом от 20 тысяч и выше.

Но надо уточнить: сумму дохода наши сограждане раскрывают социологам крайне неохотно, в среднем четверо из ста на этот вопрос отвечать отказываются. Ученые к этому привыкли и давно научились вводить поправочные коэффициенты с учетом подобных фигур умолчания.

Отрадная новость для отечественного бизнеса. 39% россиян купили бы акции российских предприятий.

Казалось бы, где мы можем вырастить собственных Джорджей Соросов или Уорренов Баффетов, как не в мегаполисах и столицах? Нет, итоги опроса говорят обратное. Как раз жители Москвы или городов-миллионников не слишком горят желанием вложить свободные средства в акции российских компаний. Потенциальных инвесторов в мегаполисах набралось лишь 35-37%. Оплот российского растущего бизнеса - малые и средние города, где жителей менее 250 тысяч. Среди их жителей набирается по 44-46% потенциальных инвесторов! Правда, рассчитывать на "сельскую Россию" при этом не следует. На селе лишь 31% мог бы распорядиться свободными средствами, вложив их в акции.

Интересно распределились потенциальные инвесторы и по своим политическим взглядам. Среди тех, кто относит себя к сторонникам "Единой России", готовы были бы купить акции российских компаний - 38%. Ровно столько же потенциальных инвесторов дают коммунисты, поддерживающие КПРФ. Явно осторожничают. А вот электорат ЛДПР и "Справедливой России" в этом отношении впереди России всей: рекордные 48% и 42% соответственно. Видимо, им в меньшей степени свойственны опасения и, наоборот - они готовы к риску, в том числе и финансовому, неплохо представляют себе, что такое акции и как ими можно распорядиться.

Есть еще одна интересная категория респондентов. Социологи ФОМ условно именуют их "людьми XXI века", или "инновационным слоем" нашего общества. Исследованию этой группы был в 2002-2007 гг. посвящен специальный долгосрочный проект. Данные опросов зафиксировали тогда, что около 20% населения России - это те, в чей быт прочно вошли достижения современной цивилизации. У них есть привычка к мобильному телефону, компьютеру,

пластиковым карточкам, они получают банковские кредиты, инвестируют средства в ценные бумаги, ездят за границу, используют труд домработниц и нянь, занимаются в фитнес-центрах или спортклубах, активно используют Интернет. Те, кто отметил в списке подобных вещей более 6 пунктов из семнадцати, и были "причислены к клубу" "людей-XXI". Практически все они живут в городах с высокой численностью населения, 38% из них - в Центральном федеральном округе. Большинство среди "людей-XXI" составляют мужчины (56%), специалисты с высшим образованием (45%), граждане в возрасте от 18 до 40 лет (77%).

В ходе исследования потенциальных инвесторов выяснилось, что ими готовы стать целых 60% представителей "инновационного слоя" российского общества. То есть наиболее активной, образованной и мобильной его части. И это для нашего бизнеса факт, безусловно, обнадеживающий.

Будущий российский инвестор вполне отвечает гордому титулу человека XXI столетия. Социологи ФОМ сравнили данные тех граждан, которые уже сейчас владеют акциями российских компаний, и тех, кто готов приобрести их в будущем.

Инвесторы будущего несколько моложе нынешних и не настолько богаты. Как уже говорилось, к покупке акций больше тяготеет молодежь, а пока владеют ими чаще люди от 31 до 45 лет (40% нынешних акционеров). Сейчас 29% инвесторов - это руководители разного ранга. Хотят же влиться в эти ряды специалисты (20%), служащие и технические исполнители (14%).

Потенциальный российский инвестор, как показали опросы, активно пользуется интернетом. 63% таких респондентов в последние два-три года пользовались всемирной сетью и вели переписку по электронной почте (в среднем по стране цифра ниже - 48%), 56% использовали компьютер для работы. Правда, инвесторы, которые уже владеют акциями российских компаний, из интернета вообще "не вылезают" - среди них компьютеризация достигла ста процентов.

39% потенциальных инвесторов водят автомобиль (в среднем по России лишь 29%), каждый десятый ездил за границу, 14% летали в последнее время самолетами, а не сидели дома. 12% пользовались услугами косметических салонов, каждый пятый приобретал спортивные товары и снаряжение и, видимо, не оставлял их пылиться. 11% занимались в фитнес-центре и спортклубе. То есть люди это активные, подвижные, следящие за своей физической формой и здоровьем.

Подавляющее большинство (95%) пользовались в быту мобильным телефоном, каждый десятый - смартфоном. Конечно, по технической оснащенности им пока далеко до имеющихся инвесторов, но рост тоже идет неуклонно.

Инвесторы новых времен за эти годы получали дополнительное образование и повышали свою квалификацию (14%). А чтобы облегчить себе бытовые заботы, 13% пользовались услугами магазинов, доставляющих товары на дом, нанимали домработниц, нянь и других помощников по хозяйству. Правда, по числу такого персонала нынешние инвесторы опережают будущих раз в тридцать - но "богатым положено".

Треть (30%) потенциальных инвесторов за эти годы успела взять кредит в банке, каждый четвертый (23%) оформлял кредит в магазине, 29% привыкли расплачиваться за покупки пластиковой картой банка. Каждый девятый-десятый (12%) имели дело с иностранной валютой. Вот только в акции средства они вложить пока не успели, и их сегодняшний показатель застыл на скромных 2%.

Если суммировать, то в целом отечественные компании могут иметь в виду: частные инвесторы их ждут. Но надо понимать, что запросы у них разные, и потому ценовая политика и дальняя стратегия должна учитывать интересы разных групп будущих акционеров.

Сумму дохода наши сограждане раскрывают социологам крайне неохотно, в среднем четверо из ста на этот вопрос отвечать отказываются.

Четверть (24%) будущих инвесторов - это люди с небольшими наличными ресурсами. В основном со средним специальным образованием, с доходом до 20 тысяч, служащие, технические исполнители или рабочие. Понятно, что "контрольный пакет" им не по карману. Но если таких инвесторов набирается много, это тоже для компании важно.

26% потенциальных инвесторов - так называемые "современные и образованные" россияне. Большинство с высшим образованием, с не самыми низкими доходами, уверенно ориентируются в интернете. Средств и познаний у них больше, чем у первой группы. Но и запросы тоже велики, на проекты типа "МММ" они тратить время и деньги не пожелают. С ними надо вести диалог на равных, завоевывать их доверие и оправдывать его.

13% будущих инвесторов - так называемые "середняки". Среди них больше мужчин, чем женщин, а жители средних и малых городов превышают число обитателей мегаполисов-миллионников. Значительную часть этой группы составляют квалифицированные рабочие. На приватизации они уже обожглись, сейчас - проявляют осторожность, и это надо учитывать.

25% возможных инвесторов - люди старшего поколения. Четверть группы, что очень немало. Им больше 55 лет, 63% имеют среднее образование и ниже, у большинства доходы не превышают 20 тысяч. Половина - пенсионеры. Понятно, что в покупке акций эти люди видят возможность поправить свое материальное положение. Любой срыв подобных планов может привести к очень серьезному недовольству и социальной напряженности.

И последняя группа потенциальных инвесторов - молодежь. Это 12% от общего числа. Люди от 18 до 24 лет, естественно, имеют по большей части среднее образование и доход не выше 4 тысяч рублей. Однако они активно пользуются интернетом, ищут работу, интересуются новостями в разных сферах жизни и крайне восприимчивы к новым идеям и веяниям. Бизнес их не пугает, в будущее они смотрят с оптимизмом. Главное - этот оптимизм не разрушить теми же способами, как это сделали у поколения "отцов".

Но тут уже вопрос не к потенциальным инвесторам, а к тем, кто сможет предложить им разумные и перспективные варианты вложения средств, сил и надежд.

Опросы

58% граждан нашей страны полностью доверяют российским банкам. Если у них появится на руках крупная сумма денег, то они вложат ее в банк на территории РФ. Такие результаты дал опрос, проведенный исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru среди экономически активных россиян-пользователей Интернета. Лишь каждый десятый россиянин доверил бы свои кровные зарубежному банку. При этом две трети опрошенных выступают за то, чтобы запретить чиновникам иметь за границей недвижимость и банковские счета.

По данным Superjob.ru, чуть меньше 60% работающих россиян и их работодателей выступают за то, чтобы вернуть в России почетное звание "Герой труда" и медаль "За трудовую доблесть" (не отказываясь при этом и от материальных стимулов к ударной работе). Граждане, таким образом, одобрили инициативу, высказанную полпредом президента РФ в УрФо Игорем Холманских и рядом высокопоставленных чиновников, парламентариев и др. Однако примерно каждый пятый - против и считает, что это приведет к возникновению новых привилегированных групп, коррупции и подтасовкам. "Лучше деньгами", - говорят они.

Итоги опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показывают, что самыми уважаемыми профессиями в России остаются ученый, учитель, военный, врач и священник. Им доверяют частично или полностью от 50 до 57% опрошенных. Рейтинг недоверия возглавляют политики, полицейские, чиновники (работники государственных органов управления) и бизнесмены. "Эти глаза могут лгать", - считает больше половины россиян. Журналистам доверяют 37%, не доверяют 32%, остальные хранят молчание. За прошедший год материальные запросы россиян стали на 5% скромнее, сообщили социологи исследовательского холдинга Ромир.

Социально-демографические портреты инвестора и потенциального инвестора

Социология Валютный рынок