Казалось бы, с тех пор как в прошлом году в России вступили в силу поправки в Законы "Об иностранных инвестициях" и "О порядке осуществления иностранных инвестиций", которые упростили крупному капиталу доступ в страну, настроение инвесторов должно измениться. Ведь для заключения сделок между иностранными компаниями, которые контролируются российскими собственниками, больше не требуется одобрения правительственной комиссии.
Однако в действительности далеко не все так радужно. Так, председатель совета директоров "Градиент Альфа" Павел Гагарин полагает, что "у России крайне неблагоприятный имидж на Западе. Зарубежными СМИ наша страна позиционируется как насквозь пронизанная коррупцией, с очень высоким уровнем преступности и правовым хаосом. На конференции в Лондоне у меня всерьез спрашивали, нужно ли, отправляясь на осмотр объектов инвестирования в Россию, брать с собой бронежилет". По мнению эксперта, основными рисками инвестирования западноевропейские и американские инвесторы считают юридические и налоговые риски. Иностранные бизнесмены отмечают несоответствие регионального законодательства федеральному, противоречие законодательных актов друг другу, отсутствие федеральных законов "О холдингах", "О государственно-частном партнерстве", "О финансово-промышленных группах", "О проектном финансировании" и др..
Также компании часто сетуют на неразвитость отечественного финансового рынка, структура которого отпугивает потенциальных инвесторов.
"Нужно сделать процесс выхода на финансовый рынок эмитента простым и понятным, - считает заместитель руководителя ФСФР Елена Курицына. - Нужно серьезное внимание уделять тому, чтобы у инвесторов создавать ощущение того, что если он вошел в какой-то проект, то он так же цивилизованно может из него и выйти. "Меньше всего иностранные инвесторы хотят вкладывать в землю и недвижимость, причем даже в Москве и Подмосковье, для них это непонятно и боязно, - полагает Павел Гагарин. Точка совпадения интересов инвесторов и руководителей и собственников компаний - производство и промышленность. Представителям реального сектора экономики инвестиции нужны для модернизации имеющегося производства, внедрения на нем новых технологий, открытия новых производственных линий, это наименее рискованная сфера, не слишком интересная для рейдеров и коррумпированных правоохранителей, поддерживаемая государством и с более доступными кредитами. Инвесторам же для обхода импортозамещающей политики российских властей, которая, несмотря на вступление в ВТО, активно продолжается, необходимо открывать в России свои производственные филиалы и представительства. Им проще начинать такой бизнес с нуля в особых экономических зонах, чем реанимировать старые предприятия, обремененные долгами и прочими обязательствами, изношенной инфраструктуройи нехорошими "историями болезни".
Другая тенденция в предпочтениях иностранных инвесторов вкладывать относительно небольшие капиталы (менее 10 млн евро, а еще лучше - менее 1 млн евро) в несколько проектов и получать отдачу уже через один-два года. Самая популярная форма реализации инвестиционного проекта, по мнению участников опроса, - совместное предприятие с соинвестором или соискателем инвестиций. Им безопаснее вложить в три разных проекта по 30% имеющихся средств, чем финансировать какой-то один проект на 100%. Так что гораздо охотнее инвесторы дают деньги, если при реализации проектов с ними садишься "в одну лодку".
Итак, с точки зрения иностранных и российских инвесторов, а также руководителей и собственников компаний, наш рынок априори считается привлекательным и перспективным, но в "зоне повышенных рисков" на первом плане риск-менеджмент.
Кирилл Дмитриев,
генеральный директор Российского
фонда прямых инвестиций:
- Мы полагаем, что в течение ближайших 5 лет объем прямых инвестиций в Россию может удвоиться. У многих иностранных фондов буквально входит в моду инвестировать в нашу страну. В целом мы оптимистично настроены в отношении роста иностранных инвестиций, считаем, что очень важно отделять долгосрочные прямые иностранные инвестиции от каких-то спекулятивных оттоков-притоков, которые нам еще предстоит правильно оценить.
Лоран Виар,
вице-президент французской ассоциации экономистов "Кружок Кондратьева":
- Сегодня западные инвесторы не готовы реализовывать в России масштабные инвестиционные проекты, они отложены до лучших времен. Тем не менее европейский малый и средний бизнес заинтересованы в инвестировании в российский агропромышленный комплекс, потребительский рынок, а также проекты в сфере информационных технологий. Главное, чтобы это были быстроокупаемые проекты, которые смогут принести отдачу в течение двух-трех лет после начала их реализации. Долгосрочное планирование в России довольно рискованно.
Основная преграда для иностранных инвесторов, на мой взгляд, это использование в России сложных схем для ведения торговой деятельности. Когда я вижу, как российские компании с помощью фирм-"однодневок" оптимизируют таможенные платежи и налоги при импорте и экспорте, то не понимаю, как в такие компании можно инвестировать. Начиная вникать в особенности работы российских холдингов, я понимаю, что вся деятельность там ведется на основе неформальных связей между собственниками и руководителями, в работе используется множество компаний-посредников. Опять же сложно разглядеть за всем этим точку приложения финансовых ресурсов, соответственно, появляются сомнения в возврате вложенных средств. Поэтому сегодня иностранные инвесторы готовы участвовать в проектах совместно с российской стороной, чтобы разобраться во всех административных и налоговых нюансах. Для привлечения иностранных инвестиций российским компаниям нужно подумать о переходе на международные стандарты финансовой отчетности. Также нужно преобразовывать существующие холдинги в приемлемый для инвестора вид, сделать их прозрачными и при этом устойчивыми к рискам.
Что касается проектов в области государственно-частного партнерства, необходимо на много лет вперед четко расписать условия ведения бизнеса и конкретизировать интерес частного инвестора. Должны быть понятны гарантии государства бизнесу и обозначены конкретные условия входа иностранного бизнеса в проект и выхода из него. Иностранному бизнесу было бы интересно долгосрочное тарифообразование, оно дает большие гарантии возврата вложенных средств. Только в этом случае участвовать в ГЧП-проектах и зарубежным, и российским компаниям было бы интересно.