Как сообщил Борис Титов, по итогам экономических исследований, экспертных дискуссий, опросов предпринимателей и переговоров с руководством профильных ведомств, была сформулирована компромиссная концепция налогового маневра, учитывающая позицию министерств и поддержанная членами "Деловой России".
Согласно этой концепции, ставку страховых социальных платежей предлагается установить на уровне 15% для всех отраслей. Налог на прибыль в 200 млн рублей предлагается взимать в размере 15%, если больше, то 20%. Налог на добавленную стоимость для социально важных отраслей предлагается установить на уровне 10%, для производителей предметов роскоши - 25%, для прочих отраслей - 15%. Таким образом, подчеркивают эксперты "Деловой России", отпадает необходимость введения отдельного "налога на роскошь".
"Эта компромиссная позиция, учитывающая как интересы бизнеса, так и замечания профильных ведомств, которые были сделаны в ходе переговоров и консультаций. Это решение поддержано бизнес-сообществом и является оптимальным вариантом", - убежден Борис Титов.
В минэкономразвития идею считают интересной, и готовы ее обсуждать. Председатель Пенсионного фонда России Антон Дроздов, также заявил о готовности поддержать предлагаемый компромисс. "У нас в стране уникальная ситуация - все пенсионные поступления лежат на бизнесе. Мы не возражали бы, если бы источники поступлений в Пенсионный фонд были диверсифицированы, например - за счет введения специальных "окрашенных налогов", - сказал он.
Эксперты уверены, что принятие данных инициатив позволит выйти бизнесу из тени. "Если это предложение будет поддержано, то предполагаю, что около 30% российского бизнеса будет на внутреннем рынке легализовано, - заявила Евгения Яковлева, руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования юридической компании "Приоритет". По оценкам эксперта, подобное снижение налогового бремени приведет к неизменному увеличению поступлений в бюджет, а это дополнительные поступления налогов в объеме не менее 3,5 трлн рублей. По словам Евгении Яковлевой, повышение ставок социального налога в 2011 году спровоцировала огромную армию субъектов малого и среднего предпринимательства с молниеносной быстротой уйти "в тень".
Что касается понижения ставки налога на прибыль, то, по мнению эксперта, это позволит российским предприятиям отказаться от налоговых схем по "увеличению" затратной части деятельности и изобретению фиктивных сделок.
"На мой взгляд, при понижении ставок НДС выиграют и организации и индивидуальные предприниматели, которые в силу применяемых специальных налоговых режимов, освобождены от уплаты НДС, - отметила Евгения Яковлева. - Ведь ни для кого ни секрет, что компании, которые платят НДС зачастую отказываются от услуг безэндээсных контрагентов. Снижение ставок этого налога сделает предложения многих производителей товаров (работ, услуг) востребованными и конкурентоспособными. Я считаю, что понижение ставки НДС благоприятно скажется на развитии всего предпринимательства в России. Находясь в Таможенном союзе, наша страна со своими ставками по налогам проигрывает тому же Казахстану. Например, в Казахстане НДС 12%, а в России 18%. Поэтому, уже сегодня многие российские предприниматели открывают в Казахстане свои представительства и переводят туда свое производство. Даже с учетом транспортных расходов производство там обходится дешевле. Если мы учтем, что и социальные налоги в Казахстане составляют всего лишь 21% в противовес российским 30%, то возникает вопрос - выгодно ли России вот так инвестировать в экономику Казахстана?"
Предложение "Деловой России" по снижению налоговой нагрузки для предпринимательства поддерживает и Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам". "Сейчас общая нагрузка по выплате страховых социальных платежей составляет 30% от фонда оплаты труда, - пояснила эксперт. - В 2011 году страховые взносы повысили для всего российского бизнеса, а для малого бизнеса этот рост обернулся увеличением налоговой нагрузки более чем в 2 раза. Налогоплательщики отреагировали однозначно: платить нам не из чего, поэтому мы вернемся к заработной плате в конвертах".
В крупных компаниях, по словам Киры Гин-Барисявичене, работников переводят в индивидуальные предприниматели. Ставка страховых взносов с зарплат выше 512 тыс. рублей установлена на уровне 10% с заработной платы, поэтому некоторые предприниматели пытаются начислять большие зарплаты высокооплачиваемым работникам, чтобы потом перераспределять ее среди других работников... Все эти "находки" смекалистых российских бизнесменов в итоге ударит и по бюджету нашей страны.
Что касается НДС, то, по мнению эксперта, аналогичный подход реализован уже во Франции, где он повышен на предметы роскоши. При этом отметила, что в других странах ставки налогов все же выше, чем предлагает установить "Деловая Россия", однако мало кого беспокоят. Например, в странах Евросоюза налогоплательщик, заплатив налоги, может действительно спать спокойно, в России же это вовсе не гарантия спокойного сна. "Налогоплательщики, которые стремятся воспользоваться льготой по налогам, например, используют пониженную ставку НДС - зачастую подвергаются более строгой проверке со стороны налоговиков, - полагает Кира Гин-Барисявичене. - Налоговые проверки вообще могут парализовать бизнес". В бизнес-среде все чаще бытует мнение: что плати, что не плати налоги - кончится все одинаково. На мой взгляд, главная проблема состоит не только в величине налогов, а еще и в том, что нужно менять основы взаимодействия государства, налоговиков и бизнеса, прекратить эту вечную борьбу друг с другом.
Как отметил Сергей Варламов, партнер юридической компании "Налоговик", инициатива, несомненно, будет поддержана бизнес-сообществом - ведь по многим параметрам ставки предлагается снизить, что наверняка позволит бизнесменам сэкономить значительные средства. Однако, это серьезно ударит по госказне. "Дефицит бюджета может обернуться необходимостью получения дополнительных средств из других источников, иначе не все спланированные государственные программы получат достаточное и своевременное финансирование, - заметил Сергей Варламов. - В первую очередь это коснется Пенсионного фонда, который пока не может безубыточно сводить свой баланс без дотаций из федерального бюджета. А если взносы сократятся практически наполовину, то и дефицит вырастет как минимум вдвое. Поэтому вряд ли предпринимателям удастся получить поддержку у власти, хотя бы потому, что исполнение конституционной обязанности по пенсионному и социальному обеспечению населения России президент провозгласил одной из главных задач в предстоящих реформах. В федеральный бюджет предприниматели перечисляют лишь 2%, а регионы получают остальные 18%".
По мнению Сергея Варламова, снижение налоговой ставки больнее всего ударит по региональным бюджетам, поэтому местные власти вряд ли пойдут навстречу бизнесу. "Эта инициатива больше похожа на рыночное предложение, когда при заключении сделки бизнесмены ведут переговоры по ее условиям: выставляют предложение, затем обсуждают и корректируют его, - отметил эксперт. - Но будут ли органы власти обсуждать и искать компромисс с бизнесменами - покажет время".