Каков общий объем инвестиций в проект? На каких условиях привлекаются средства?
На сегодняшний день планируемые инвестиции составляют около 250 млрд рублей. Однако проект еще в работе, и сумма может измениться, поскольку мы ориентированы на бескомпромиссные и экологически совершенные решения.
Пока работы ведутся на средства инвестора, но в дальнейшем планируется привлечение банковских кредитов и даже соинвесторов, в том числе из-за рубежа. Будем привлекать таких партнеров, которые исповедуют наш подход к градостроительству, архитектуре, средовым характеристикам будущего города.
Недавно был объявлен конкурс на создание архитектурного облика одной из доминант - Большого канала нового берега. Какие условия выдвинуты участникам?
Конкурс будет состоять из двух этапов. В первом мы предлагаем принять участие всем желающим вплоть до студентов российских и зарубежных вузов - готовы рассматривать любые идеи. Пять лучших идей будут участвовать в конкурсе наряду с проектами архитектурных грандов, и мы посмотрим, чьи предложения будут интереснее. Победитель в дальнейшем будет курировать реализацию проекта. Это должна быть композиционная идея, архитектурная фантазия.
Проект должен быть закончен к 2028 году, однако первые продажи начнутся уже в 2018-м. Как планируется совместить работы на стройплощадке с концепцией "Нового берега" как новой рекреационной зоны Петербурга?
Это чисто технический вопрос, вопрос правильного фазирования проекта. Но я хотел бы обратить ваше внимание, что проект не закончится в 2028 году. По сути "Новый берег" - это инвестиционный проект, но по своему воплощению - это развитие города. Мы запускаем эволюционный процесс и не можем предсказать, что произойдет в следующие 20 лет. Пока последние здания достроят, новые - с нынешним стремительным развитием науки и техники - может быть, уже придется реконструировать.
Среди претензий к "Новому берегу" часто говорят о том, что гидродинамическая модель КЗС не учитывала появление нового острова. Не приведет ли это к ухудшению ситуации в акватории Финского залива?
На самом деле сегодня гидрологическая ситуация такова, что, проходя через водопропускное сооружение В-6, течение возвращает всю взвесь из Невы на берег, что ведет к заиливанию, обмелению территории, заболачиванию.
Наша конструкция - с учетом ее конфигурации и внутренних каналов - как раз и вернет в эту часть залива проточность.
Водные магистрали очень украсят наш город, но задумывались они в первую очередь не ради красоты.
Две экологические экспертизы - государственная в России и независимая из Финляндии - тоже показали, что наши расчеты верны, отрицательного воздействия на окружающую среду проект не окажет.
Инженерная ситуация на территории Курортного района не отвечает современным требованиям уже сейчас. Как сети справятся с многократным увеличением нагрузки в ходе строительства города-спутника?
Примерно четверть всех запланированных инвестиций будет потрачена на то, чтобы создать на этой территории нормальную, полноценную, отвечающую современным требованиям инженерию, и это наши обязательства. А вот подключение к магистралям - это предмет будущего диалога. Сейчас мы только формируем комплекс задач для обсуждения с городскими профильными комитетами и ведем разработку проектных решений.
"Новый берег" - это ведь не только зона деловой, общественной и жилой застройки. Какие еще объекты планируется создать в рамках проекта?
В первую очередь это яхтенная гавань. Эта часть берега Финского залива идеально подходит для размещения марины, поскольку находится уже за дамбой, то есть выходу судов на свободную воду ничто не препятствует. С градостроительной точки зрения такое использование участка тоже оправданно, так как из-за близости коммунальной зоны жилье здесь строить нельзя, а вот разместить яхтенную гавань, места для хранения и ремонта судов, детские школы парусного спорта, другие объекты инфраструктуры - очень правильно.
Сейчас мы находимся на этапе, когда мы детализируем концепцию яхтенной гавани и готовим проект, который должен сразу войти в мировую спортивную и туристическую систему. Думаю, что проект будет завершен до конца года. Сама акватория будет готова к 2015 году, первые суда мы сможем принять к 2016 году, а инфраструктура будет строиться еще несколько лет.
Вообще туризм - важный аспект нашего проекта. Такие направления, как Комарово, Репино, Солнечное, всегда использовались петербуржцами для отдыха, и мы эту традицию продолжаем. А учитывая очень популярный сейчас кластерный подход, мы хотим реализовать именно такую концепцию. Все вместе - яхтенная гавань, различные спортивные объекты, новые пляжи на берегу Финского залива - станет туристическим кластером, который может занять ключевые позиции в экономике Санкт-Петербурга.