20.09.2012 16:06
Общество

Нижегородский психолог рассказал о роли отца в воспитании детей

Психолог рассказал корреспонденту "РГ" о роли отца в воспитании детей
Текст:  Алла Кулыгина (Нижний Новгород)
Российская газета - Неделя - Приволжье: №0 (5890)
Как вырастить из мальчика настоящего мужчину? Такой вопрос задают многие родители.
Читать на сайте RG.RU

Кто должен в большей степени заниматься воспитанием - отец или мать? Как правильно организовать этот процесс? Корреспондент "РГ" задала несколько вопросов ученому-психологу Ольге Орловой.

С чего должно начинаться воспитание мальчика, из которого родители хотят вырастить настоящего мужчину?

Ольга Орлова: Самое главное в воспитании, буквально с первых дней жизни ребенка, понять: что ему хорошо, на пользу, а что - во вред. Все дети разные, каждому нужно что-то свое. Важно выяснить, какие факторы, приемы воспитания, действия родителей будут развивать ребенка, а что - мешать развитию. Это в равной степени касается и мальчиков, и девочек.

Если мы хотим привить детям соответствующие социальные роли, необходимо с раннего детства подчеркивать мужественность мальчиков и женственность девочек. Однако не всем детям это подходит. Если не заложено от природы соответствующих предпосылок, воспитать из потенциального бунтаря паиньку невозможно, а из тихони не получится вожак. Можно, конечно, попытаться "сломать" характер малыша, навязывая свои принципы, однако это приведет к развитию комплексов и страхов.

Как-то на одной из детских площадок обратила внимание на папу с сыном: мальчик непринужденно подтягивался на турнике, а отец стоял рядом и подбадривал гимнаста. Разговорились. Владимир Устимов, папа десятилетнего Саши, поделился своим опытом отцовского воспитания. Отец понимает, что нужно ребенку. Он научил Сашу не только покорять турник (подъем с переворотом паренек делает на одном вздохе): они вместе играют в футбол и баскетбол, осваивают азы большого тенниса...

Ребенок ищет примеры. Если их нет в семье - он найдет в другом месте: в школе, на улице, в спортивном кружке. Если папы в семье нет, мама не сможет дать мальчику то, что способен дать отец. Женщина не может быть примером мужских социальных ролей. Ребенок будет "искать" отца в других. Нужно ему помочь найти авторитет. Это может быть дедушка, родственник, знакомый.

Важно поощрять ребенка в его желании проверить себя, попробовать быть взрослым. Конечно, необходимо следить за действиями ребенка, но важно и доверять ему. Только тогда он станет самостоятельным. Пусть мальчик пробует мастерить, девочка - вышивать, если им это интересно. Совместный труд возвышает ребенка в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к "настоящему делу". Чем раньше ребенок начнет помогать кому-нибудь из взрослых, тем лучше.

Физическое воспитание, безусловно, очень важно. Но ведь не спортом же единым папа может внести свою лепту в формирование мужчины?

Ольга Орлова: Конечно. Важно, чтобы личность ребенка развивалась многогранно - все должно быть в гармонии. Однако это сложная задача. Требует много усилий и времени. Родителям нельзя все время отдавать только работе или личным увлечениям - семья, дети требуют не меньшего внимания и приложения сил. Накануне каждого дня папе и сыну, маме и дочке желательно обсудить, что они будут делать завтра и сколько времени посвятят совместному делу.

Важно также морально-нравственное развитие ребенка. Какова здесь роль воспитания со стороны отца?

Ольга Орлова: Огромная. Роль главы семьи налагает большую ответственность в закладке моральных принципов и этических норм в сознание ребенка. Положение обязывает отца быть образцом честности, справедливости, правильности. В противном случае его авторитет будет работать в другом направлении. Если родители не безупречны с точки зрения морали, не стоит ждать от ребенка святости.

Полезная книжка

Советы кандидата психологических наук Ольги Орловой, главного специалиста Нижегородского центра непрерывного образования:

- Начинать воспитание ребенка нужно с младенчества - в подростковом возрасте уже поздно.

- Главные методы - эмоциональное общение и личный пример. Мы постоянно влияем на детей: они за нами наблюдают, подражают нам.

- Ребенок нуждается в непрерывном внимании, позитивных эмоциях, поддержке, новых стимулах в развитии. Если мы отворачиваемся от ребенка, то усиливается влияние других факторов, в том числе и деструктивных.

- Самый важный элемент - любовь. Ребенок должен постоянно ощущать единство и взаимность переживаний, понимать свою значимость для нас и нашу для него.

- Воспитание должно быть цельным и непротиворечивым. Детям важно хорошо знать, что можно и что нельзя, а родителям, бабушкам и дедушкам - выступать "одной командой".

- Любую ситуацию необходимо представлять глазами ребенка, с его точки зрения. То, что мы делаем, - нужно ему или нужно нам? Не надо путать свои мотивы и его потребности.

- Ребенка нельзя обманывать. Обман раскроется, и он перестанет вам доверять. Чем больше недоверия, сомнений, тем дальше друг от друга родители и дети. Дети ищут того, кому могут доверять.

- Нельзя наказывать ребенка в целях профилактики, а также не разобравшись и не определив степень вины. Несправедливое наказание долго не забывается и стимулирует агрессию. Если родители совершили ошибку - важно признать ее как можно быстрее, попросить прощения, пока рана от обиды еще не очень глубока.

- Важное условие воспитания - равноправные отношения. Главенство родителей очень относительно и недолго. Родители могут и не заметить, как исчезнет их беспрекословное влияние.

- Воспитание - двусторонний процесс. Мы влияем на ребенка, ребенок влияет на нас, стимулируя к росту, развитию.

Семья и дети Нижний Новгород Приволжье