Борис Юрьевич, главной темой форума станет "конкурентоспособность: вопрос развития или выживания?". Что вы по этому поводу думаете?
Борис Титов: Нужно сказать, что как ведущая экспертная площадка России форум в Сочи всегда отличался умением очень остро чувствовать нерв экономический страны и соответственно всегда выбирает своей главной темой самые животрепещущие и важные для инвесторов темы. Сейчас такая тема, наиболее острая, наиболее актуальная для России - это повышение конкурентоспособности ее юрисдикции.
Конечно конкурентоспособность - это, прежде всего, основа и залог стабильного экономического развития любой страны, но в случае с Россией - это еще и вопрос выживания. Ведь повышение конкурентоспособности нашей экономики - прямой путь к ее диверсификации, ухода от сырьевой зависимости, а без такого поворота в развитии страна очень сильно рискует перед лицом второй волны кризиса. Эти риски довольно детально описаны и озвучены. Главное, что они ясно понимаются всеми ответственными лицами, в том числе первыми лицами России.
Несомненно, что одной из важнейших частей конкурентоспособности страны является то, насколько безопасно и удобно в ней вести бизнес. И тут, как уполномоченный по защите прав предпринимателей, я вижу большие возможности для приложения своих усилий.
Почему именно вас назначили защищать российских предпринимателей?
Борис Титов: Потому что мы в "Деловой России" не первый день этой проблемой занимаемся. Мы с момента основания активно защищали права отечественных предпринимателей, своих соратников и коллег и не раз надоедали президенту, тогда еще премьер-министру, с проблемами отдельных предпринимателей. Ему даже приходилось вмешиваться.
Чуть более года назад мы пришли к выводу о необходимости вести в правозащитной сфере системную работу и создали Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции", который ведет борьбу за права предпринимателей сразу по двум важным направлениям. Это прежде всего защита конкретных людей, попавших в жернова уголовного преследования, а также систематизация лазеек в законодательстве, которыми пользуются коррупционеры и недобросовестные чиновники, с последующей разработкой более совершенных законов.
При этом центр "Бизнес против коррупции" - уникальный институт. Он яркий пример частно-государственного партнерства в общественной сфере. В нем есть Общественный совет, куда входят представители бизнеса, политики, юристы, общественные деятели. Он выносит заключение, есть ли в том или ином деле признаки коррупции или рейдерства, нарушены ли права предпринимателя. Если да, то мы передаем материалы этих дел в Наблюдательный совет, куда входят представители 64 федеральных ведомств и министерств, в том числе важнейших силовых, и уже члены Наблюдательного совета по линии своих ведомств не дают спустить эти дела на тормозах.
Наверное, опыт этой работы и послужил причиной моего назначения.
Теперь вам приходится сидеть на двух стульях?
Борис Титов: Нет, только на одном. У меня государственная должность уполномоченного по правам предпринимателей. "Деловую Россию" я вынужден был оставить, вот только пока еще кабинет не сменил. Я ушел из бизнеса и из "Деловой России". Конечно, грустно было оставлять бизнес, особенно "Абрау-Дюрсо", в которое вложено столько сил и перспективы развития которого далеко не исчерпаны. Не менее грустно покидать "Деловую Россию", с которой пройден значительный отрезок моей жизни, за время работы в которой у меня появилось множество настоящих друзей и единомышленников, людей, на которых я всегда могу положиться. Там, к слову, мне оставили почетную должность - председателя Совета основателей. Но в жизни наступает новый этап, и я сделал сознательный выбор в пользу госслужбы, чтобы на своем посту сделать все возможное, чтобы частный конкурентный бизнес в России избавился хотя бы от части тех проблем, что он сейчас имеет.
По каким основным направления вы собираетесь работать в новой должности?
Борис Титов: Наши дела могут показаться не самыми важными для государства. Мы помогаем отдельным предпринимателям, причем не тем, кто на виду, кто создает мощь экономики России. А как раз тем, кто работает в регионах, на своих малых и средних предприятиях и на самом деле составляет платформу отечественной экономики. К сожалению, их пока у нас маловато и их очень сильно обижают. Поэтому главным своим направлением в работе я вижу защиту предпринимателей, права которых попраны, которые сидят в тюрьмах, у них пытаются или уже отобрали бизнес чиновники. Если раньше недобросовестные чиновники преследовали предпринимателей ради взяток, то сегодня их цель - овладение бизнесом, они пытаются его атаковать. Мы будем работать с крупными компаниями, иностранными инвесторами. Многое придется изменить и в действующем законодательстве. Правила игры формируются в наших взаимоотношениях с властью, они требуют изменений, в частности, уголовного законодательства. Кроме того, будем работать и в налоговой, тарифной сферах. А также в вопросах выделения земель. Мы планируем ввести общественных омбудсменов по каждому из этих направлений.
В каждом регионе будут ваши представители?
Борис Титов: В каждом регионе будет свой омбудсмен. Но полномочия у них будут свои. Они смогут от своего имени подавать заявления в суды, прекращать действия тех или иных государственных актов. Это беспрецедентные полномочия.
Вы утверждаете, что это новые полномочия. А разве нет подобного опыта в мировой практике?
Борис Титов: Мировая практика есть. Активно работают омбудсмены в Южной Корее, Японии, США. Их работа касается в основном делового климата. Когда все становится нормально, то и полномочия уже не нужны. Сейчас в развитых странах омбудсмены в основном занимаются привлечением инвестиций. Они работают с иностранными инвесторами. Мы хотим, чтобы иностранные инвесторы приходили в Россию. Для нас это тоже большая часть работы, но у нас и собственных проблем огромное количество, и прежде всего придется заниматься ими.
Несомненно, что помощь конкретным людям и фирмам, подвергающимся необоснованному уголовному или административному преследованию, на данный момент будет приоритетом моей работы (надеюсь, что в будущем нашими совместными усилиями мы снизим остроту этой проблемы), но и помощь в защите инвестиций, в развитии условий для честного ведения бизнеса также считаю важной задачей и буду держать эти вопросы в поле своего зрения. Так, ко мне на днях обратились представители ряда московских рекламных компаний, обеспокоенных возможностью принятия в городе запрета на цифровые рекламные носители. Будем разбираться.
Сколько человек работает в вашей структуре?
Борис Титов: Пока еще штат не сформирован. Президент дал наказ создать отдельное управление, которое будет одновременно являться общественной приемной. Она должна быть в городе, чтобы люди могли прийти и свои обращения отстаивать. В каждом регионе должны заработать наши общественные приемные. В Москве предполагается штат в 35 человек. Пока мы работаем на общественных началах с "Деловой Россией", с РСПП, с другими организациями. Конечно, прежде всего с ЦОП "Бизнес против коррупции", который на общественных началах обеспечивает работу аппарата омбудсмена. Надеюсь, теперь в сочетании с полномочиями омбудсмена деятельность центра станет намного более эффективной.
Будете ли вы создавать свой Третейский суд?
Борис Титов: Мы не собираемся создавать ничего нового, если мы сможем сегодня вместе договориться о том, чтобы модернизировать существующие суды. Сегодня проблема в том, что нашим судам не верят предприниматели.
Что вы можете изменить?
Борис Титов: Добиться прозрачности, честности, независимости, некоррупционности. Пока еще не верят в профессионализм этих судов и в их эффективность. Здесь нам предстоит поработать. В отличие от арбитражных судов там должны быть арбитры-профессионалы. Профессионалы - не всегда юристы, а профессионалы в каждой из отраслей производства. Третейские суды решают споры, касающиеся и производства мебели, и конструирования спутников. В арбитражном суде профессиональные государственные судьи позиционируют себя специалистами во всем, а по большому счету - ни в чем. Они не понимают специфики отраслей. Поэтому и существуют Третейские суды, где множество арбитров на платной основе работают по тому или другому направлению. Каждая из сторон имеет право выбрать арбитра. Это не навязывание своего арбитра, как сегодня это происходит в арбитраже, а право выбора. Такие методы должны существовать - профессионализм и независимость.
Куда обращаться тем предпринимателям, которые считают, что их права нарушили?
Борис Титов: В центр общественных процедур "Бизнес против коррупции", в "Деловую Россию" или на имя уполномоченного. Все равно все обращения в конечном итоге окажутся у меня на столе. Сегодня я получаю по тридцать - сорок обращений в день. Мы рассматриваем обращения, но не все. Только около 20% проводим через общественную процедуру, признаем, что права предпринимателя нарушены и начинаем помогать. Остальные отфильтровываются.
Владимир Путин, президент РФ:
- Мы готовы предоставить инвесторам не только новое качество финансовой, транспортной, энергетической инфраструктуры - по сути, сейчас создается принципиально новый евразийский рынок с новой конфигурацией и гигантскими перспективами. Россия продвигает беспрецедентные по темпам и масштабам интеграционные проекты на евразийском пространстве. Интеграцию мы рассматриваем как важнейший источник развития и роста.
Один вопрос
Вадим Чубаров, вице-президент ТПП:
- Прежде всего мы ждем более тесного сотрудничества нового института с Торгово-промышленной палатой России по всем направлениям поддержки предпринимателей. В частности, рассчитываем, что при назначении омбудсменов в регионах будет налажено взаимодействие с нашими подразделениями на местах.
Кроме того, мы готовы работать с новым омбудсменом по организации третейских судов при торгово-промышленных палатах.
Хотелось бы, чтобы при рассмотрении уголовно-правовых нарушений, связанных с деятельностью предпринимателей, был задействован не только экспертный совет при "Деловой России", но и департамент ТПП по безопасности. Полагаю, что наши эксперты должны работать совместно по этим делам.
Андрей Кравцов, глава Арбитражного третейского суда Москвы:
- Укрепление законодательной базы нашего института планируется проводить совместно с Борисом Титовым, который высказался о необходимости создания крепкого третейского суда.
Он совершенно точно отметил, что судья должен разбираться в конкретной области бизнеса, в которой рассматривает споры. Не секрет, что предприниматели в первую очередь недовольны государственными судами из-за их некомпетентности, особенно в вопросах бизнеса. Третейские же судьи знают все нюансы своей отрасли, при этом еще и имеют за плечами высшее юридическое образование. Считаю, что совместная работа поможет не только сократить сроки процессов разрешения споров, но и более эффективно применять законодательство внесудебных институтов.
Ирина Юнкман, ответственный секретарь Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов ОПОРЫ России:
- Институт уполномоченного по защите прав предпринимателя мог бы стать эффективным механизмом для защиты прав предпринимателей. Сейчас уполномоченный по защите прав предпринимателей ведет работу по назначению региональных уполномоченных. Необходимо, на мой взгляд, что бы это было коллегиальное решение предпринимательских объединений и на эти позиции были избраны люди, действительно обладающие авторитетом среди регионального бизнес-сообщества. Ну и, конечно, сейчас приоритетом является разработка нормативно-правовой базы, определяющей статус и компетенцию бизнес-омбудсмена. Разумеется, мы ждем и готовы участвовать в публичных слушаниях по обсуждению проекта.
Игорь Орлов, заместитель генерального директора компании "Инжстройпроект 2010":
- Назначение Бориса Титова бизнес-омбудсменом, вероятно, взвешенное решение руководства страны. Лично Титова не знаю, но предполагаю, что он человек довольно опытный как в политике, так и бизнесе. При этом думаю, что появление должности защитника прав бизнеса в России скорее дань времени, чем суровая необходимость. На мой взгляд, бизнес в Росси довольно подкован юридически и защищен Конституцией. И если не играть в политику, никто не мешает бизнесу развиваться. К примеру, для нашей компании важно, чтобы власть видела в нас надежного делового партнера. Тогда не придется прибегать к защите бизнес-омбудсмена.
Подготовила Ольга Бухарова