21.09.2012 00:34
Общество

В России лишь 20 процентов инвалидов имеют постоянную работу

Что важнее: желание учиться или умение ходить?
Текст:  Адиля Зарипова
Российская газета - Федеральный выпуск: №218 (5891)
Cегодня в России только около 20 процентов людей с инвалидностью имеют постоянную работу. Высшее образование получают и вовсе единицы. К приему особенных студентов оказываются не готовы даже лучшие столичные вузы. Для сравнения, в Норвегии, Голландии, Финляндии дипломы получают до 70 процентов людей с инвалидностью. Это возможно в первую очередь благодаря новейшим технологиям, позволяющим посещать лекции, не выходя из дома. Постепенно современные технологии осваивают и российские вузы.
Читать на сайте RG.RU

То, что для студента желание учиться важнее, чем умение ходить, доказал москвич Иван Трушкин. В своем письме в редакцию он рассказал, как много значит учеба в вузе для человека в инвалидном кресле:

- Я профессию не выбирал. Так получилось, что она выбрала меня сама. Психолог, журналист, юрист или все-таки ветеринар? Для меня были интересны все эти профессии.

Настало время задуматься о дальнейшем пути, и я стал обзванивать подряд все московские вузы. Я делал это, не вполне понимая, насколько важно абитуриенту уметь самостоятельно ходить, уметь писать или хоть что-то видеть, слышать.

Я не раз ставил в тупик людей на том конце провода: начиная привычно общаться с будущим студентом, они с некоторого момента вдруг обнаруживали, что тот, с кем они так душевно говорили, не встает с коляски уже семнадцать лет.

Я обзвонил не менее 15 вузов и везде получил отказ, так как, к сожалению, наши вузы не приспособлены к обучению таких, как я. Даже в МГУ мне сказали, что принимают инвалидов, но не колясочников: нет приспособлений. Зато там мне подсказали адреса вузов, где есть дистанционное обучение. Среди них был и Московский городской психолого-педагогический университет.

Мне не верилось, что я буду студентом психфака. Перед первым экзаменом очень нервничал - у меня проблема с письмом, и я не могу читать мелкий шрифт. Ко мне прикрепили студентку, которая читала вопросы и вписывала ответы. А когда сдал последний экзамен, вдруг вспомнил слова двух психологов, которых встречал в жизни. "Наверное, ты станешь хорошим психологом", - сказал мне мой первый дяденька-психолог. И психолог из Центра реабилитации детей инвалидов "Наш солнечный мир" почему-то была уверена, что мы встретимся уже в профессии.

Первого сентября после торжественной церемонии декан собрал нас за чаем с ректорским пирогом. Расспрашивал об интересах, увлечениях и стремлениях. В ту минуту я почувствовал, что обрел еще один дом.

На нашем факультете используется технология онлайн-трансляции, мы участвуем в лекциях в режиме реального времени, не выходя из дома принимаем участие в обсуждениях при помощи текстового чата. Так проходят семинары, собрания, встречи с деканом. С помощью "Электронного деканата" мы получаем задания и отправляем их на проверку.

На нашем факультете учатся люди с разными ограничениями здоровья: слабовидящие, слабослышащие, с проблемами опорно-двигательного аппарата и колясочники. Два раза в год факультет устраивает для студентов выездные семинары, где мы вместе с преподавателями и родителями участвуем в тренингах, устраиваем студенческие вечера. В выходные мы вместе посещаем музеи и театры.

Встречу Нового, 2012 года я никогда не забуду - мы пели, танцевали, играли. И не было никакой разницы, ограничены возможности твоего здоровья или нет.

Здоровье Образование