Фото:Алексей Куденко/ РИА Новости www.ria.ru
Стоит отметить, что тема региональной авиации в последнее время становится все более актуальной. Задание - проработать этот вопрос - было озвучено премьер-министром Дмитрием Медведевым в августе этого года во время совещания по развитию региональной авиации. Говорили об этом и на прошедшем в сентябре в Геленджике гидроавиасалоне.
Конечно, экономический эффект от обнуления НДС, по мнению экспертов, будет не сразу. Ранее предлагалась схема, по которой перевозчики будут получать возмещение выплаченных 18 процентов НДС в качестве налогового вычета за прошедший финансовый год. То есть, если в 2013 году будет обнулен НДС для перевозчиков на региональных маршрутах, то получить обратно свои деньги они смогут только в 2014 году. Поэтому в следующем году авиакомпаниям придется снижать стоимость билетов за счет собственных ресурсов, либо отказаться от этого до 2014 года.
Однако при таком раскладе могут возникнуть вопросы со стороны регулятора - Минтранса. Ведь именно на повышение транспортной доступности и привлекательности региональных перевозок для пассажиров и рассчитана мера по обнулению НДС. На данный момент перевозчики за полцены возят пассажиров с Дальнего Востока в центральную часть России. При этом они получают возмещение стоимости перевозки пассажира уже по факту, практически в данном случае будет действовать такой же механизм, только будет не 50 процентов. По мнению экспертов, стоимость билета в итоге снизится не на все 18 процентов, а меньше. Эффект может быть смазан ростом цен авиакеросин и обсуждаемыми инициативами по поводу перехода ответственности за качество топлива с топливных компаний и заправщиков на авиаперевозчиков. В этой ситуации привлечение последними дополнительных специалистов-контролеров может свести всю идею с обнулением НДС, что называется, "к нулю", волнуются эксперты.
Белоусов также отметил, что исходя из динамики цен, правительство осенью может ввести ограничения на экспорт зерна. Министр подчеркнул, что "правительство обязано защитить внутренний рынок, и мы не допустим скачка цен на зерно, продовольствие и мясо в следующем году", - уверил он.
Впрочем, в итоге цена на хлеб останется на том же уровне, что и без эмбарго, уверен вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. "В цену булки вклад зерна составляет в среднем около 20 процентов, поэтому ограничения на его экспорт никак не скажутся на стоимости хлеба в магазинах", - уверен он. Корбут отметил, что меры по ограничению экспорта вообще вряд ли принесут серьезный положительный эффект, так как Россия является крупным мировым экспортером. "Если мы будет продавать мало зерна, то на мировом рынке вырастут цены на него, а вслед за ними и на другие товары. Так как в России очень много товаров привозят из-за границы, то говорить о положительном эффекте в данном случае нельзя", - заметил эксперт. По словам Корбута, сегодня цены все-таки не являются настолько высокими, чтобы можно было говорить об ограничении экспорта. "В 2007-2008 году, например, они были выше", - вспомнил вице-президент Российского зернового союза.
Касаясь других тем на форуме, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов остановился на инфляции. По его мнению, до конца 2012 года она может набрать еще 2 процента и к декабрю составить около 7 процентов. Однако, отметил министр, сейчас трудно предсказать, как рынки отреагируют на повышение цен на зерно, и создаст ли это дополнительное инфляционного давление.
А вот повышение Центробанком процентных ставок вряд ли скажется на инфляции, считает Белоусов. В этом мнении он солидарен с главой ЦБ Сергеем Игнатьевым, который говорил о том, что необходимость повышения ставки связана с перегревом рынка кредитования, где рост потребительских займов превысил 40 процентов. Зато бегством капитала ситуация может выправиться в лучшую сторону. В 2013 году Россия может добиться притока против ожидаемого оттока. Прибавка весомая - около 60 миллиардов долларов по итогам текущего года, предположил Белоусов. Правда за счет чего может произойти подобный разворот, министр не уточнил.