Эти предложения были озвучены на заседании общественного совета при МВД России. Открыл заседание глава МВД Владимир Колокольцев. Для начал он сообщил присутствующим о сегодняшней ситуации на дорогах. А она оставляет желать лучшего. Ежедневно на дорогах погибает около 100 человек и около 800 получают ранения. За восемь месяцев этого года наблюдается рост по всем основным показателям. Увеличилось количество аварий, а также количество погибших и пострадавших в них. Одного лишь ужесточения ответственности явно недостаточно для изменения ситуации.
Заместитель министра Виктор Кирьянов назвал несколько причин, которые негативно сказались на статистике прошлого года. По его словам, темпы дорожного строительства были явно недостаточными. Во всяком случае, ниже тех, которые прогнозировались. Вторая причина - резкий прирост автопарка. Почти на 50 процентов за год увеличилось количество автомобилей. Также Виктор Кирьянов напомнил, что изменилась система учета погибших в авариях. Если два года назад погибшим в ДТП считался тот, кто умер в течение недели после происшествия, то сейчас - тот, кто скончался в течение месяца.
Кроме того, по словам Виктора Кирьянова, более 40 процентов водителей и 70 процентов пешеходов сознательно нарушают правила. Десять лет ГАИ оформляло семь миллионов нарушений скоростного режима за год. Сейчас по 15 - 17 миллионов.
Во многом выявлять эти нарушения помогает система фотовидеофиксации. В настоящее время на дорогах страны работает около двух тысяч стационарных и трех с половиной тысяч мобильных комплексов. За восемь месяцев этого года с их помощью выявлено свыше 13 миллионов нарушений.
Эти комплексы решают одну из главных проблем дорожных конфликтов между водителями и инспекторами ГИБДД: их общение. Как заявил Колокольцев, МВД будет и в дальнейшем сокращать такой контакт. То есть развивать систему фотовидеофиксации. Причем ставка будет сделана именно на стационарные комплексы.
Кроме того, министр обратил внимание на то, что инспекторы зачастую бесцельно останавливают водителей. Он отметил, что следует полностью исключить ситуации, когда инспектор вальяжной походкой идет к остановленным им на обочине нескольким автомобилям, а на вопрос водителей: "Зачем остановили?", отвечает: "Документы проверить!".
Министр предложил четко определить случаи, в которых инспектор ГИБДД может останавливать водителя, разработать соответствующий алгоритм действий.
Надо сказать, что такой алгоритм прописан в административном регламенте по работе сотрудников дорожно-патрульной службы. Этот регламент, утвержденный приказом министра, действует уже довольно давно. В нем четко прописано, что останавливать на дороге инспектор может только в случае выявления нарушения или для оказания помощи. Для проверки документов останавливать можно только на стационарных постах ДПС. Когда этот приказ только появился, инспекторы действительно реже останавливали водителей для проверки документов. Однако сейчас многие "забывают" о существовании отдельных положений регламента.
Виктор Кирьянов напомнил, что в соответствии с распоряжением министра большинство автомобилей оборудовано видеорегистраторами, которые записывают и то, что происходит в салоне автомобилей ГИБДД, и снаружи.
Но проблема в том, что без непосредственного участия водителей выявить такую безосновательную остановку очень сложно. Если бы водители жаловались на инспекторов, то проводилось бы расследование, поднимались бы записи, и тогда инспекторов в обязательном порядке привлекали бы к ответственности.