Основной идеей этого законопроекта председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин назвал установление максимально близкой связи с населением, с избирателями. Поэтому от представительного органа власти в Совете Федерации должен быть депутат законодательного органа субъекта РФ. Он проходит выборные процедуры, когда избирается в региональный парламент. А потому знаком избирателям, понимает их нужды и сможет защищать интересы жителей региона. Другой принцип будет действовать при определении, кто в Совете Федерации станет представителем от высшего исполнительного органа субъекта РФ.
"Вы все хорошо знаете о том, что в октябре состоятся первые выборы руководителей субъектов РФ в ряде регионов России. В дальнейшем эта практика будет распространена на всю территорию РФ", - напомнил Владимир Плигин, заметив, что "каждый претендент на пост высшего должностного лица субъекта РФ одновременно будет доводить до избирателей информацию о трех кандидатах в члены СФ, из числа которых в случае своей победы он представит одного. Таким образом, кандидаты в СФ избирателям будут известны. И они пройдут своего рода апробацию в рамках той команды, которая будет работать с высшим должностным лицом субъекта РФ". "Выборы члена Совета Федерации и губернатора в одной связке не только значительно повысят "политический вес" сенаторов, - полагает первый замруководителя фракции "Единая Россия" Вячеслав Тимченко. - Одновременно возрастает и цена ошибки кандидата на губернаторский пост. Он должен будет "семь раз отмерить", прежде чем предлагать своих кандидатов на должность члена Совета Федерации".
Поправки в регламент, которые были приняты палатой в пятницу, позволят быстро расчистить думский портфель, где "завалялись" законопроекты даже пятнадцатилетней давности.
Если был в них когда-то смысл, то уже ушел - жизнь переменилась. Между тем регламент обязывал пропустить каждый из этих законопроектов хотя бы через одно чтение на пленарном заседании по установленной процедуре - выступление автора, представителя профильного комитета, вопросы, обсуждение, голосование. И так все полторы тысячи законопроектов, которые, по словам председателя Комитета ГД по Регламенту и организации работы Госдумы Ильдара Габдрахманова, остались еще с прошлых думских созывов. И трудно даже представить, сколько на эту переработку залежей ушло бы драгоценного думского времени.
Теперь вводится упрощенный порядок рассмотрения законопроектов, "потерявших актуальность, на которые есть отрицательный отзыв ответственного комитета - только доклад представителя ответственного комитета".
Есть перемены и в чтении на пленарном заседании "сложных" документов, на которые поступает большое количество поправок. Как пояснил Габдрахманов, предлагается такой инструмент, как блочный принцип рассмотрения законопроекта во втором чтении: профильный комитет может оформить предлагаемые поправки блоками, по принципу взаимосвязанности. Тогда выносить на отдельное голосование каждую поправку и долго ее описывать, как это было во время так называемой "итальянской забастовки", когда депутатам пришлось засидеться на Охотном Ряду до полуночи, больше не потребуется.
"Справороссам" и коммунистам такое ускорение законотворчества не понравилось: "Теперь палата не только перестанет быть местом для дискуссий, но и для обсуждения законопроектов". Однако Габдрахманов напомнил коллегам, что основная работа над законопроектами идет в комитетах, где можно и вопрос задать, и обосновать свою поправку. Однако депутаты, предпочитающие больше работать на публику, по словам Габдрахманова, "игнорируют заседания комитетов - там нет журналистов, там нет телекамер".
Депутат фракции "СР" Светлана Горячева критически отнеслась к расширению полномочий Совета Госдумы. Согласно поправкам в Регламент, он сможет и продлевать пленарку без решения палаты, и назначать дополнительные пленарные заседания по своему усмотрению. Однако либерал-демократы, которые в последнее время все чаще демонстрируют полное совпадение позиций с "единороссами" по принципиальным вопросам, согласились с тем, что депутатам надо "повышать производительность своего труда".
Госдума также приняла законы об исполнении федерального бюджета за 2011 год и бюджетов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Правда, претензии и к планированию, и к исполнению бюджетов нашлись у всех думских фракций. Председателю Комитета по охране здоровья либерал-демократу Сергею Калашникову сам процесс обсуждения исполнения бюджета напомнил "ритуальный танец". Представители правительства красноречивы, как обычно, называют много цифр, а актуальные вопросы остаются без ответов. "Справоросс" Оксана Дмитриева в очередной раз уличила минфин якобы в огромных ошибках при прогнозировании доходов. Депутата КПРФ Сергея Штогрина огорчило, что правительство "так и не смогло добиться увеличения доли ненефтегазовых доходов".
Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам "единоросс" Андрей Макаров убежден, что нужно вообще изменить подход к оценке исполнения федерального бюджета. "Хватит измерять бюджет и отчитываться о бюджете миллиардами рублей! Давайте измерять, как изменилось качество жизни людей! Сколько построено больниц и какого они качества. Какие лекарства пьют наши люди, в какие школы и детские сады ходят наши дети", - заявил Макаров. Такой подход, по его мнению, будут возможен, когда Госдума примет законы о финансовом и парламентском контроле.
Кстати
Госдума приняла в редакции согласительной комиссии отклоненный Советом Федерации закон о едином дне голосования. Дата этого дня не изменилась - второе воскресенье сентября каждого года, начиная с 2013 года. То есть следующие, ближайшие выборы состоятся в октябре 2012 года, а уже все последующие - за исключением федеральных - будут проходить в сентябре.