Регион вокруг Азербайджана является стыковочным узлом нескольких геополитических платформ. Они обладают весьма изменчивыми параметрами и являются источником быстроменяющихся угроз. Последнее время, в связи с эскалацией реакции Запада на иранскую ядерную программу, а также других региональных обострений, особую актуальность приобрели вопросы военно-технического сотрудничества между Москвой и Баку. Азербайджан стал достаточно важным для России рынком военной техники. Кроме того, российская сторона продолжает прием в свои вузы азербайджанских военнослужащих по квотам безвозмездного обучения. Таким образом, несмотря на то, что Азербайджан не является участником блока ОДКБ, Баку проявляет заинтересованность в реальном сотрудничестве с Москвой. Очевидно, это взаимно, учитывая, что кавказские и в целом южные рубежи нашей страны испытывают давления массы вызовов и потенциальных рисков. Поэтому исключительно важно иметь в данном регионе надежного партнера в сфере обороны.
Нужно отметить, что периодически возникающая критика российских военных поставок в Азербайджан противоречит логике безопасности. Россия не милитаризирует Азербайджан, а лишь пытается выправить дисбаланс, сложившийся в 1990-е, вследствие сделанного тогда вклада Москвы в пользу укрепления военного потенциала Армении. Подтверждением тому служит визит в Баку заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина, состоявшийся 16 августа 2012 года. Хорошо известно, что полномочия Рогозина включают вопросы развития ВПК и организацию госполитики в области международного военно-технического сотрудничества. Скорее всего, следует ожидать новых контрактов в области военно-технического сотрудничества между двумя странами.
Безопасность на государственной границе и приграничное сотрудничество - другая важнейшая тема в российско-азербайджанских отношениях. В сентябре 2010 года президентами двух стран был подписан Договор о государственной границе. Это один из первых документов в СНГ и единственный на Южном Кавказе, полностью снимающий разногласия по вопросу определения линии сухопутной границы.
Между тем в регионе Кавказа, где проходит российско-азербайджанская граница, уровень "спокойствия" оставляет желать лучшего. Недавний инцидент с боевиками в грузинском ущелье Лопота заставил вспомнить проблему Панкисского ущелья. Десять лет назад, в феврале 2003 года после совместных командно-штабных учений России, Азербайджана и Грузии была создана группа координации руководителей пограничных служб, работающих на совместных участках. С тех пор, инциденты с прорывами бандгрупп из одной страны в другую стали редкими исключениями из правил.
Крепкие рабочие контакты, сложившиеся между ФСБ России и МНБ Азербайджана, могут быть примером для других стран. Понимание необходимости тесных усилий в предотвращении диверсий, резонансных терактов отмечается многими военными и специалистами безопасности. В сентябре 2011 года, азербайджанская делегация во главе с руководителем администрации президента Азербайджана Рамизом Мехтиевым принимала участие во второй Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, на которой присутствовали представители разведок и спецслужб 65 государств. Встреча показала, что Москва и Баку близки в оценках причин экстремизма, и в практическом плане готовы обменяться опытом моделирования и прогнозирования развития кризисных ситуаций в регионе.
Ожидаемо успешной, насыщенной практическим содержанием выглядит линия сотрудничества МЧС двух стран. Российская служба внесла свой партнерский вклад в становление азербайджанского ведомства. Спасатели обеих стран регулярно обмениваются опытом по всему спектру действия служб. Российская техника заняла достойное место в арсенале азербайджанского МЧС. Специалистов из Азербайджана часто можно увидеть в ряду стран, помогающих России устранять последствия стихийных бедствий и других катастроф. В частности, азербайджанские летчики, участвовавшие в тушении пожаров в российских лесах летом 2010 года, были отмечены наградой, врученной Дмитрием Медведевым.
Учитывая, что все прогнозы предрекают предстоящий рост техногенных и природных катастроф, не говоря уже о возможных негативных последствиях геополитических столкновений, можно смело утверждать, что тема безопасности, как часть двустороннего сотрудничества, будет занимать все большее место в отношениях Москвы и Баку.