По словам экспертов, эти показатели оказались значительно ниже четырех последних лет. Неожиданно слабую активность проявили регионы страны: 53 миллиарда - это на порядок меньше, чем в прошлые годы. На форуме "Сочи-2011" общий объем заключенных соглашений составил около 886 млрд руб. Тем не менее аналитики призывают не драматизировать ситуацию.
- Вероятно, практика планирования "от достигнутого" себя не изжила с советских времен, - поясняет главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. - Необходимо делать особый акцент на качестве инвестиций для экономики, для ее диверсификации и способности противостоять краткосрочным по своей природе шокам. За количеством гнаться, на мой взгляд, не нужно на Сочинском форуме.
Из-за общей нестабильности в мировой экономике количество компаний в Сочи, заинтересованных в инвестициях в Россию, сократилось. Если в минувшем году иностранных участников было 548 человек из 47 государств, а дипломатических миссий 23, то в этот раз 480 иностранцев из 38 стран мира. Меньше стало и дипмиссий - 18.
Самые многочисленные делегации приехали из Австрии, Беларуси, Великобритании, Германии, Италии, Нигерии, а также Сербии, США, Украины и Франции.
- Проекты и активы с высокими рисками сейчас могут позволить себе далеко не все, - отмечает содиректор аналитического отдела Независимого аналитического агентства "Инвесткафе" Григорий Бирг. - Мы можем видеть, что самая высокая посещаемость и объем подписанных Краснодарским краем контрактов были в 2007 году, предкризисном году, после этого наблюдалось падение как в посещении, так и в объемах заключенных контрактов.
Тем не менее, по мнению наблюдателей, Сочинский форум продолжает оставаться одной из самых авторитетных и престижных инвестиционных площадок в стране. В этот раз в будущую олимпийскую столицу приехало более 7,3 тысячи представителей российского бизнеса и власти, в том числе председатель правительства Дмитрий Медведев, вице-премьеры Ольга Голодец, Дмитрий Козак, министры Михаил Абызов, Андрей Белоусов, Николай Никифоров.
- После проведения Олимпиады произойдет некоторое охлаждение интереса к Сочи, - полагает доктор экономических наук Евгений Балацкий, главный редактор аналитического интернет-портала "Капитал страны". - Скорее всего, будут прекращены инвестиционные транши в инфраструктуру, и к 2015-2016 годам наступит инвестиционная пауза. Такому сценарию содействует и тот факт, что Сочинский форум в настоящее время достиг апогея своего развития - он переживает свой высший триумф и достиг кульминации в решении инвестиционных проблем. Довольно сложно представить, что в дальнейшем эффективность форума будет продолжать расти. В принципе Сочинский форум уже сегодня решил поставленные перед ним задачи.
По словам заместителя директора департамента содействия инвестициям Торгово-промышленной палаты РФ Алексея Вялкина, уменьшение объема подписываемых контрактов свидетельствует о том, что иностранных инвесторов (имеются в виду, прежде всего, прямые инвестиции) уже не устраивает формальное участие в работе второго по масштабам в России инвестиционного форума.
Не обошлось на этот раз без интриги. Кубанские власти официально подтвердили, что в Сочи форум проходит в последний раз. Вскоре он переместится в район строящихся олимпийских объектов.
- В следующем году наш форум переедет в Имеретинскую долину на одну из арен Олимпийского парка, - сообщил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. - Это позволит вывести Международный инвестиционный форум на новый виток развития, поднимет авторитет и доверие деловой и политической элиты не только России, но и ведущих стран мира.
Ключевым моментом Сочинского форума стало выступление премьер-министра Дмитрия Медведева на пленарном заседании "Конкуренция: вопрос развития или вопрос выживания?". В выступлении речь шла о внедрении "дорожных карт" - документах, призванных серьезно облегчить работу бизнеса в России. К примеру, сроки оформления разрешительных документов на строительство к 2018 году должны сократиться в восемь раз - с 423 дней до 56 дней. А время подключения к электросетям - с 281 до 40 дней.
"В конце сентября вышел очередной рейтинг глобальной конкурентоспособности, - сказал Медведев. - Конечно, он нас не радует, потому что Россия находится на 67-м месте". Чтобы побеждать в конкурентной борьбе, по мнению премьера, сегодня нужны эффективные и современные чиновники: "Главное, чтобы приходили технологичные, образованные, современно мыслящие и эффективные менеджеры. Это может быть главная проблема, - каким образом мотивировать и стимулировать их приходить на государственную службу".
Если в прошлом году основной упор был сделан на проблемы и возможности глобальной экономики, энергоэффективности, то в этот раз приоритеты несколько изменились.
- Главной темой стала конкурентоспособность России как в целом, так и отдельных регионов, - говорит Григорий Бирг. - Как известно, несмотря на благоприятную макроэкономическую ситуацию в России, наша страна отстает по темпам притока прямых иностранных инвестиций. Отчасти это проблема структурная и должна решаться на высшем уровне. Однако с другой стороны, эта проблема возникает из-за слабой осведомленности инвесторов о том, как вести бизнес в России и в отдельно взятых регионах, а также из-за того, что инвесторы попросту не знают о тех или иных потенциальных инвестиционных проектах.
По мнению экспертов, задачей финансовой и административной политики властей является усиление сектора производства и увеличение сроков инвестиций во избежание резкого спада внутреннего регионального продукта Краснодарского края после проведения международных спортивных мероприятий. "Региональным властям надо менять политику в сфере привлечения инвестиций, - считает Александр Осин. - Необходимо пусть меньше, но более надежных, долгосрочных вложений - прежде всего в производство".
Основная проблема, отмечают аналитики, в том, что частный инвестор стремится сейчас к чистой рентабельности в 20% годовых и доле государства в проектах не ниже 30%. Государство стремится обеспечить доходность инвестора на несколько процентов годовых выше инфляции при своей доле в проекте в 10%. Эта ситуация неустойчива в долгосрочном периоде - вплоть до 2020 года.
- Если частный бизнес получит требуемые условия, остальной экономике придется их вновь оплачивать, - замечает Осин. - А "остальная экономика" - это производственный сектор, который либо получит в ближайшие 10 лет необходимые финансовые ресурсы для модернизации, либо возобновит сокращение своей роли в экономике. Тем самым могут быть спровоцированы социально-политические и экономические риски, свойственные модели развития на базе реализации краткосрочных высокодоходных проектов. Учитывая кризисный опыт, государство проводит работу по сближению позиций с бизнесом. При этом фундаментальную поддержку данной практике оказывает растущий интерес бизнеса к среднесрочным и долгосрочным инвестициям. Они эластичны по своему характеру к краткосрочным инфляционным и инвестиционным шокам.
В этом году спад инвестиционной активности, проявившийся летом, является фактором риска для форума, предупреждают эксперты. Однако в последние месяцы российские регуляторы наращивают поддержку инвестиционного сегмента в рамках монетарной и бюджетной политики. "Схожая ситуация на развивающихся рынках, успешные результаты форума АТЭС, на котором России удалось привлечь интерес инвесторов к целому ряду проектов, также позитивны для Сочинского форума", - пояснил Александр Осин.