25.09.2012 00:20
Экономика

Эксперт Александр Ермоленко рассказал о госгарантиях

Текст:  Александр Ермоленко (партнер "ФБК-Право", к.ю.н.)
Российская Бизнес-газета - : №36 (865)
Читать на сайте RG.RU

Один из наболевших вопросов современной России - государственные гарантии для инвесторов, бизнеса и разных активных людей, которые работают с деньгами и производством. С точки зрения Бюджетного кодекса государственная или муниципальная гарантия - это вид долгового обязательства. В силу этого обязательства соответственно Российская Федерация, регион РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Несмотря на сложность и тяжеловесность формулировки, с юридической точки зрения конструкция достаточно простая и, по идее, удобная. А в наших условиях просто то, что надо. Во-первых, деньги у государства есть: мы видим, как оно их тратит, и приходим к бесспорному выводу - деньги есть. Во-вторых, оно ставит перед собой и перед нами амбициозные задачи, и ни у кого не повернется язык сказать, что эти задачи не нужно решать. Будто не нужно пытаться перейти с сырьевой экономики на инновационную? Или не нужно развивать инфраструктуру и строить буквально все - от пресловутых дорог до пресловутых стадионов? Может быть, не нужно развивать малый и средний бизнес как опору гражданского общества и рассадник среднего класса? Для решения всех этих задач нужны две базовые составляющие: активные неравнодушные люди, предприниматели и деньги этим людям - капитал, на основе которого все перечисленные столпы воздвигнутся. К сожалению, в жизни обе эти составляющие необязательно встречаются и живут долго и счастливо. Гораздо чаще выходит, что есть силы, есть идеи, но нет возможности стартовать. Госгарантия - идеальный механизм "посватать" таких людей с такими капиталами.

В-третьих, это уже юридические детали, но тем не менее такой способ организации финансирования по своей изначальной идее не требует предоставления какого-либо обеспечения. От заемщика не требуется ни залога недвижимости, ни ценных бумаг крупных инновационных и/или газовых компаний, ни личного поручительства. За него поручается самый надежный субъект экономики - государство.

Итак, все необходимые условия имеются, есть потребность и есть возможность. Но дальше как обычно - условия все, да не все. Кое-чего не хватает. Почему-то выходит так, что федеральная власть, а вслед за нею и региональные постоянно декларируют желание использовать механизмы госгарантий для развития экономики, ибо нет лучшего способа использовать нефтяные барыши для развития страны. И выражается даже готовность чуть ли не насаждать недрогнувшей рукой, так, на ближайший год объем предполагаемых обязательств по госгарантиям увеличивается примерно в полтора раза. Берите и пользуйтесь - не берут.

Почему при довольно внушительной нормативной базе по этой теме, в которой находится место самого разного рода актам - от Бюджетного кодекса до пухлой пачки приказов минэкономразвития, мало кто знает, как же получить эти гарантии? То есть что нужно фактически делать и каким критериям должны соответствовать сам предприниматель или его проект, чтобы государство поручилось по его обязательствам? Впечатление такое, что нормы о госгарантиях как бы подвешены в воздухе, а между общими положениями об их регулировании и порядком предоставления реальных документов для оценки проекта и финансового состояния бизнесмена пропущено что-то важное. Именно то, что не позволяет перейти от первого ко второму и делает бесполезным и первое, и второе.

Как же это происходит? Информация о возможности что-то получить в формате государственного гарантирования распространяется нелинейно и неформально, вопреки физическим законам она неравномерно скапливается у каких-то людей, близких к теме. Дальше работает принцип "что охраняешь, то и имеешь": доступ к информации фактически тождественен доступу к государственным деньгам. Для предпринимателя начинается хождение по мукам, ведь надо не только найти нужных (знающих) людей, но и собрать/представить документы так и такие, чтобы они нравились этим людям, а также их начальству. Уверенности в успехе нет ни на каком из этапов и даже наоборот - есть уверенность, что в любой момент росчерк чьего-то пера или его отсутствие может разрушить будущую идиллию. Поэтому, чтобы получить гарантии, сначала надо получить по возможности гарантии получения гарантий. Действительно, лучше каким-то образом заранее удостовериться, что все выкладки по проекту - от бизнес-плана до проекта инвестиционного соглашения - будут соответствовать стандартам и пониманию ответственных товарищей, что все отчеты оценщиков и права на землю оформлены правильно, справки будут действовать долго, а сезон отпусков еще нескоро и ничему не помешает.

Но даже если мы прошли этот уровень успешно и согласования получены (это вовсе не означает, что бумаги подписаны, права подтверждены и эти права можно, если что, защитить в суде - это означает лишь, что согласования получены, мы почти у цели), деньги пока еще не получены. Ведь механизм госгарантий не подразумевает непосредственно выдачу средств желающему развить инновационную экономику, пока что почти получено обеспечение .

Разумеется, когда мы приходим в банк, там необязательно жаждут выдать кредит под такое обеспечение. Ведь получение кредита само по себе муторное мероприятие, а под такого рода гарантию и подавно - и начинается процесс убеждения банка, что "несмотря на то, что это с участием государства и немножко сложно, но все уже почти улажено и для вас никаких рисков". А банкир, глядя на затравленного получателя господдержки, думает о том, что он совсем не хотел бы быть на его месте, если заемщик не расплатится. И начинает доспрашивать и дозапрашивать.

Именно поэтому так сложно, а часто и почти невозможно структурировать сделку по проектному финансированию с привлечением госгарантий. Она постоянно "плывет": ни сроки, ни обязательства, ни объем необходимых документов - ни в чем из этого нельзя быть до конца уверенным. И бизнесмену, и юристу нужна не только квалификация, но и нервы - стальные канаты.

Конечно, бывает и наоборот: крупная или средняя госкомпания или компания, так или иначе аффилированная с государством непрямо, реализующая инвестпроект, чтобы не усложнять с залогами и регистрациями, например недвижимости, быстро и безболезненно получает необходимое кредитование. И это вселяет оптимизм: если государство может прокредитовать самого себя или своих близких, оно может помочь и постороннему бизнесу.

Бизнес