25.09.2012 00:04
Культура

Вячеслав Тельнов: Решение всех проблем - в руках самих кинематографистов

Вячеслав Тельнов о новой концепции развития кино
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №220 (5893)
Серьезные дебаты вызвала концепция по развитию кинематографа, предложенная министром культуры РФ Владимиром Мединским на заседании совета по кино при премьере Дмитрии Медведеве. "РГ" уже публиковала комментарий исполнительного директора Фонда кино Сергея Толстикова (21.09). Сегодня - слово директору департамента кинематографии и модернизационных программ минкультуры - Вячеславу Тельнову.
Читать на сайте RG.RU

Вячеслав Тельнов: Хочу подчеркнуть, что идеи, озвученные на совете по кино, выработаны вместе с экспертами отрасли. И мы продолжим консультации, учитывая мнение киносоюзов и ассоциаций.

И все же - как государство будет определять тематику и тональность фильмов, которые снимаются на федеральные деньги? Это не шаг "назад в СССР"?

Вячеслав Тельнов: Сегодня минкультуры получает полностью готовые, проработанные заявки, часто даже актеры подобраны. Мне вот такой алгоритм - когда продюсер приходит в министерство за деньгами с уже готовым проектом - и кажется возвращением в советские времена. Во всем мире кино - кроме фестивалей, дебютных проектов, авторских фильмов - коммерческая, самоокупаемая индустрия. Когда складывалась существующая система господдержки, кроме государства мало кто был готов давать деньги на кино. Сегодня ситуация иная, индустрия формируется, минкультуры перестает быть единственным спонсором, и мы действительно намерены определять темы, по которым будет объявлен открытый творческий конкурс. Список будет прорабатываться с общественным советом, выставляться на голосование...

Не простой путь для творца...

Вячеслав Тельнов: Победителей открытого творческого конкурса сценариев определят независимые эксперты, НИИ кинематографии, профессора ВГИКа - ни в коем случае не чиновники. А взволновавший всех вопрос про авторские права может быть решен по-разному. Можно дать право продюсеру и режиссеру доработать сценарий с автором. В начале следующего года запустим первый сценарный конкурс, к ноябрю будут первые результаты.

Есали вы сами нашли деньги - снимайте где хотите. Обратился за господдержкой - поддерживай наши студии.

Как же министерство будет работать в качестве заказчика сценариев, как потом распоряжаться правами?

Вячеслав Тельнов: Регламент сценарного конкурса сейчас в разработке, он будет предложен общественному совету для обсуждения, потом вывешен на сайте минкультуры.

Учитывался ли опыт других стран, когда разрабатывался закон о том, что 50 процентов съемок каждого отечественного фильма должно проходить на территории России?

Вячеслав Тельнов: Я знаю, нашим кинематографистам очень нравится французская модель, но пока воздержусь от оценок. И министр говорил не о 50 процентах, которые и так сейчас записаны в 126-ФЗ, а об обязательстве расходовать госсредства, полученные на фильм, на территории России. Это прямая поддержка наших киностудий и баз и косвенная - наших же продюсеров. Нашел деньги сам - пожалуйста, трать в любой стране мира. Обратился за господдержкой - поддерживай отечественные студии. И могут быть исключения, если авторский замысел предполагает съемки в другой стране, например.

Вопрос квотирования иностранных фильмов вдруг опять попал в разряд самых обсуждаемых.

Вячеслав Тельнов: На нас обрушился шквал критики за идею о квотировании, хотя министр ясно сказал: будем изучать статистику этого года и следующего, прежде чем принимать какие-то решения, а квоты - последняя мера, если ничего другого не останется. Но если отрасль будет развиваться, квоты не понадобятся. Так что всё в руках кинематографистов. А итоги совета будут в ближайшее время оформлены поручениями правительства, и мы будем выполнять их с учетом мнения и пожеланий киносообщества.

Наше кино Минкультуры