Вячеслав Тельнов: Хочу подчеркнуть, что идеи, озвученные на совете по кино, выработаны вместе с экспертами отрасли. И мы продолжим консультации, учитывая мнение киносоюзов и ассоциаций.
И все же - как государство будет определять тематику и тональность фильмов, которые снимаются на федеральные деньги? Это не шаг "назад в СССР"?
Вячеслав Тельнов: Сегодня минкультуры получает полностью готовые, проработанные заявки, часто даже актеры подобраны. Мне вот такой алгоритм - когда продюсер приходит в министерство за деньгами с уже готовым проектом - и кажется возвращением в советские времена. Во всем мире кино - кроме фестивалей, дебютных проектов, авторских фильмов - коммерческая, самоокупаемая индустрия. Когда складывалась существующая система господдержки, кроме государства мало кто был готов давать деньги на кино. Сегодня ситуация иная, индустрия формируется, минкультуры перестает быть единственным спонсором, и мы действительно намерены определять темы, по которым будет объявлен открытый творческий конкурс. Список будет прорабатываться с общественным советом, выставляться на голосование...
Не простой путь для творца...
Вячеслав Тельнов: Победителей открытого творческого конкурса сценариев определят независимые эксперты, НИИ кинематографии, профессора ВГИКа - ни в коем случае не чиновники. А взволновавший всех вопрос про авторские права может быть решен по-разному. Можно дать право продюсеру и режиссеру доработать сценарий с автором. В начале следующего года запустим первый сценарный конкурс, к ноябрю будут первые результаты.
Как же министерство будет работать в качестве заказчика сценариев, как потом распоряжаться правами?
Вячеслав Тельнов: Регламент сценарного конкурса сейчас в разработке, он будет предложен общественному совету для обсуждения, потом вывешен на сайте минкультуры.
Учитывался ли опыт других стран, когда разрабатывался закон о том, что 50 процентов съемок каждого отечественного фильма должно проходить на территории России?
Вячеслав Тельнов: Я знаю, нашим кинематографистам очень нравится французская модель, но пока воздержусь от оценок. И министр говорил не о 50 процентах, которые и так сейчас записаны в 126-ФЗ, а об обязательстве расходовать госсредства, полученные на фильм, на территории России. Это прямая поддержка наших киностудий и баз и косвенная - наших же продюсеров. Нашел деньги сам - пожалуйста, трать в любой стране мира. Обратился за господдержкой - поддерживай отечественные студии. И могут быть исключения, если авторский замысел предполагает съемки в другой стране, например.
Вопрос квотирования иностранных фильмов вдруг опять попал в разряд самых обсуждаемых.
Вячеслав Тельнов: На нас обрушился шквал критики за идею о квотировании, хотя министр ясно сказал: будем изучать статистику этого года и следующего, прежде чем принимать какие-то решения, а квоты - последняя мера, если ничего другого не останется. Но если отрасль будет развиваться, квоты не понадобятся. Так что всё в руках кинематографистов. А итоги совета будут в ближайшее время оформлены поручениями правительства, и мы будем выполнять их с учетом мнения и пожеланий киносообщества.