25.09.2012 00:45
Экономика

Эксперт: Отмена ускоренной амортизации угрожает рынку лизинга

Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №36 (865)
Российский лизинговый рынок не готов к отмене ускоренной амортизации по новым сделкам. Последствия отмены или изменения ее норм по существующему лизинговому портфелю для многих лизингодателей будут крайне болезненными. К таким выводам пришли участники прошедшей в Москве VI Международной конференции "Лизинг в России-2012". Ускоренная амортизация в договорах лизинга существует с 1996 года, а "Основные направления налоговой политики на 2012 год" предусматривают ее частичную отмену.
Читать на сайте RG.RU

Для того чтобы ее использовать, необходимо соответствие сделки нескольким условиям. Это инициация договоров лизинга лизингополучателем, приобретение лизингодателем имущества в собственность, передача этого имущества во временное владение и пользование, кроме того, предмет договора лизинга должны составлять любые не потребляемые вещи, кроме земельных участков и других природных объектов. Ключевой момент, как отметил генеральный директор "ИКБ Лизинг" Сергей Иванов, - это факт приобретения и передачи имущества, и тогда договор будет считаться договором о лизинге, а конечным бенефициаром - лизингополучатель. "Обязательное условие для получения налоговой льготы - наличие в договоре лизингодателя, поэтому он зачастую продает не финансовую услугу или продукт, а сам факт своего участия в сделке, являющийся обязательным условием для получения налоговых преференций", - пояснил эксперт. При этом все риски по сделке передаются лизингополучателю.

Говорить о прозрачности рынка не приходится, считают эксперты. По мнению Сергея Иванова, "надводную часть" айс берга российского лизингового рынка составляют около 120-130 компаний, на долю которых, впрочем, приходится около 80% объема рынка. "Подводную часть" составляют еще около 3500 компаний, деятельность которых нельзя назвать открытой. Президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев привел данные Росстата, согласно которым в России сегодня существует 2236 компаний, и данные Федеральной налоговой службы, по мнению которой таких компаний на рынке 4132. Несмотря на противоречивые сведения, эксперты солидарны в отношении структуры российского рынка лизинга: по их словам, это рынок монопродукта, то есть рынок финансового лизинга, пока не перешедший в стадию лизинга оперативного, и другие. По существу, это продажа в рассрочку. Как правило, предоплата по договорам лизинга составляет 15-30%, срок договора - от 24 до 60 месяцев, выкупная цена символическая или нулевая.

Директор по корпоративному управлению "Газпромбанк Лизинг" Полина Голомазова сравнила российский рынок лизинга с европейским и отметила, что темпы прироста отечественного рынка значительно выше, хотя в целом его объем меньше почти в семь раз. В отличие от Европы, в российском лизинге велика доля переданных в аренду транспортных средств и мала доля недвижимости и оборудования. Эксперт обратила внимание также на то, что большинство мер господдержки отрасли носят не обязательный, а рекомендательный и формальный характер. Проект федеральной программы развития лизинга был подготовлен еще 16 лет назад, но так и остался проектом.

Что касается отмены ускоренной амортизации, ее сторонники отмечают, что налоговые льготы должны предоставляться конечным бенефициарам - лизингополучателям. Как пояснил Сергей Иванов, государство заинтересовано не в том, чтобы в сделке участвовала или не участвовала лизинговая компания, а в том, чтобы, например, станок, необходимый компании для работы, был приобретен. По его словам, сторонники отмены ускоренной амортизации убеждены, что она приведет к оздоровлению рынка и обострению конкуренции, а также заставит лизинговые компании концентрировать внимание на капитализации. Эта мера, как предполагается, также повысит прозрачность рынка, устранит внутрикорпоративную налоговую оптимизацию и искажения бухгалтерских и финансовых показателей лизингополучателей, что упростит оценку реального состояния их бизнеса.

При этом отмена ускоренной амортизации не должна отождествляться с отказом от ее применения в отношении приоритетных для страны основных средств производства. "Что касается частичной отмены, как определить приоритетные отрасли в рыночной экономике? Это субъективный фактор. Все, что дается в лизинг, приоритетно. Когда льготы схлопываются, должно быть стимулирование - если не лизингодателей, то лизингополучателей. Стимулировать спрос - задача государства и его промышленной политики", - убежден руководитель аппарата подкомитета ТПП РФ по лизингу Евгений Царев.

Противники отмены ускоренной амортизации обращают внимание на то, что предмет лизинга имеет особую природу, поэтому и амортизироваться он должен ускоренно. Отмена усилит несовпадение сроков лизинга срокам кредитования, валюты договора лизинга валюте кредитных договоров, процентных ставок. "Отмена ускоренной амортизации по действующему портфелю приведет к банкротству большинства лизинговых компаний, вследствие неспособности заплатить существенно больший налог на прибыль. Это приведет к значительному сокращению объема новых сделок и сокращению инвестиционной активности. Проблемы лизинговой отрасли напрямую скажутся на устойчивости российской банковской системы и финансовой системы в целом", - предупреждает Сергей Иванов. По его словам, ситуация сложилась неоднозначная, перемены назревают и носят объективный характер, при этом наиболее вероятный сценарий - это все-таки отмена ускоренной амортизации для лизинга и введение специальных коэффициентов для отдельных объектов (например, с высокой энергетической эффективностью). Иванов высказал мнение, что лизинговое сообщество пассивно и неспособно сформировать единую позицию, чтобы отстоять ее в гос структурах. "За ускоренную амортизацию мы будем бороться, она нужна", - возразил Евгений Царев.

Финансы