Для того чтобы ее использовать, необходимо соответствие сделки нескольким условиям. Это инициация договоров лизинга лизингополучателем, приобретение лизингодателем имущества в собственность, передача этого имущества во временное владение и пользование, кроме того, предмет договора лизинга должны составлять любые не потребляемые вещи, кроме земельных участков и других природных объектов. Ключевой момент, как отметил генеральный директор "ИКБ Лизинг" Сергей Иванов, - это факт приобретения и передачи имущества, и тогда договор будет считаться договором о лизинге, а конечным бенефициаром - лизингополучатель. "Обязательное условие для получения налоговой льготы - наличие в договоре лизингодателя, поэтому он зачастую продает не финансовую услугу или продукт, а сам факт своего участия в сделке, являющийся обязательным условием для получения налоговых преференций", - пояснил эксперт. При этом все риски по сделке передаются лизингополучателю.
Говорить о прозрачности рынка не приходится, считают эксперты. По мнению Сергея Иванова, "надводную часть" айс берга российского лизингового рынка составляют около 120-130 компаний, на долю которых, впрочем, приходится около 80% объема рынка. "Подводную часть" составляют еще около 3500 компаний, деятельность которых нельзя назвать открытой. Президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев привел данные Росстата, согласно которым в России сегодня существует 2236 компаний, и данные Федеральной налоговой службы, по мнению которой таких компаний на рынке 4132. Несмотря на противоречивые сведения, эксперты солидарны в отношении структуры российского рынка лизинга: по их словам, это рынок монопродукта, то есть рынок финансового лизинга, пока не перешедший в стадию лизинга оперативного, и другие. По существу, это продажа в рассрочку. Как правило, предоплата по договорам лизинга составляет 15-30%, срок договора - от 24 до 60 месяцев, выкупная цена символическая или нулевая.
Директор по корпоративному управлению "Газпромбанк Лизинг" Полина Голомазова сравнила российский рынок лизинга с европейским и отметила, что темпы прироста отечественного рынка значительно выше, хотя в целом его объем меньше почти в семь раз. В отличие от Европы, в российском лизинге велика доля переданных в аренду транспортных средств и мала доля недвижимости и оборудования. Эксперт обратила внимание также на то, что большинство мер господдержки отрасли носят не обязательный, а рекомендательный и формальный характер. Проект федеральной программы развития лизинга был подготовлен еще 16 лет назад, но так и остался проектом.
Что касается отмены ускоренной амортизации, ее сторонники отмечают, что налоговые льготы должны предоставляться конечным бенефициарам - лизингополучателям. Как пояснил Сергей Иванов, государство заинтересовано не в том, чтобы в сделке участвовала или не участвовала лизинговая компания, а в том, чтобы, например, станок, необходимый компании для работы, был приобретен. По его словам, сторонники отмены ускоренной амортизации убеждены, что она приведет к оздоровлению рынка и обострению конкуренции, а также заставит лизинговые компании концентрировать внимание на капитализации. Эта мера, как предполагается, также повысит прозрачность рынка, устранит внутрикорпоративную налоговую оптимизацию и искажения бухгалтерских и финансовых показателей лизингополучателей, что упростит оценку реального состояния их бизнеса.
При этом отмена ускоренной амортизации не должна отождествляться с отказом от ее применения в отношении приоритетных для страны основных средств производства. "Что касается частичной отмены, как определить приоритетные отрасли в рыночной экономике? Это субъективный фактор. Все, что дается в лизинг, приоритетно. Когда льготы схлопываются, должно быть стимулирование - если не лизингодателей, то лизингополучателей. Стимулировать спрос - задача государства и его промышленной политики", - убежден руководитель аппарата подкомитета ТПП РФ по лизингу Евгений Царев.
Противники отмены ускоренной амортизации обращают внимание на то, что предмет лизинга имеет особую природу, поэтому и амортизироваться он должен ускоренно. Отмена усилит несовпадение сроков лизинга срокам кредитования, валюты договора лизинга валюте кредитных договоров, процентных ставок. "Отмена ускоренной амортизации по действующему портфелю приведет к банкротству большинства лизинговых компаний, вследствие неспособности заплатить существенно больший налог на прибыль. Это приведет к значительному сокращению объема новых сделок и сокращению инвестиционной активности. Проблемы лизинговой отрасли напрямую скажутся на устойчивости российской банковской системы и финансовой системы в целом", - предупреждает Сергей Иванов. По его словам, ситуация сложилась неоднозначная, перемены назревают и носят объективный характер, при этом наиболее вероятный сценарий - это все-таки отмена ускоренной амортизации для лизинга и введение специальных коэффициентов для отдельных объектов (например, с высокой энергетической эффективностью). Иванов высказал мнение, что лизинговое сообщество пассивно и неспособно сформировать единую позицию, чтобы отстоять ее в гос структурах. "За ускоренную амортизацию мы будем бороться, она нужна", - возразил Евгений Царев.