25.09.2012 00:42
Экономика

Депутаты смогут принимать налоговые законопроекты до начала года

Принимать налоговые законопроекты депутаты смогут до Нового года
Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - Новое законодательство: №36 (865)
Правительство внесло в Госдуму поправки, приостанавливающие действие норм Бюджетного кодекса, которые ограничивают сроки внесения изменений в налоговое и финансовое законодательство. Если проект будет принят, чиновники получат возможность править законы, приводящие к изменению доходов бюджета, дольше обычного. Новеллы в налоговое законодательство будут вноситься не до 1 октября, как сейчас, а вплоть до Нового года. По мнению экспертов, с одной стороны, это закрепит уже сложившуюся практику, поскольку чиновники и депутаты и раньше не раз нарушали установленные в законе сроки, с другой стороны, может сделать бюджетный процесс еще менее предсказуемым.
Читать на сайте RG.RU

Правительство предлагает приостановить до 1 января 2013 года действия некоторых положений БК РФ. В частности, отменить ограничение сроков внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, приводящих к изменению доходов бюджета. Эти поправки распространяются и на нормотворчество регионов и муниципалитетов, которые смогут править налоговое и финансовое законодательство дольше, до 31 декабря этого года.

Сейчас налоговые законопроекты должны быть приняты не позднее чем за месяц до внесения в Госдуму бюджета на очередной финансовый год, то есть до 1 октября. Если федеральные законы одобрены депутатами после внесения бюджета, то поправки вступают в силу только через год. Эти нормы направлены на повышение предсказуемости бюджетной политики и устойчивости бюджетной системы. Однако, по мнению разработчиков поправок, сегодня их применение не приводит к повышению эффективности бюджетного процесса, а лишь ограничивает возможности для оперативного принятия решений.

В этом году обсуждение бюджета проходит совсем не просто.Кабинет министров обсуждает множество важных решений, способных отразиться на доходной части бюджета. В этих условиях возможность вносить поправки в законодательство подольше может оказаться важным условием для соблюдения сбалансированности бюджета.

Впрочем, законодатели и раньше не слишком строго придерживались норм БК РФ. Достаточно просмотреть даты принятия законов о внесении изменений в налоговое законодательство, чтобы сделать вывод о том, что почти половина налоговых законов принимаются после срока внесения в Госдуму проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год.

Так, в прошлом году было принято стратегическое решение снизить ставку страховых взносов с 34% до 30%. Тогда соответствующие поправки были приняты Госдумой в конце ноября, уже после принятия Госдумой проекта бюджета. Тем не менее эти изменения вступили в силу со следующего года. Еще один пример - изменение стандарт ных налоговых вычетов по НДФЛ на детей налогоплательщиков в 2011 году: Федеральный закон N 330-ФЗ был принят в ноябре, но новые вычеты предоставлялись с 1 января 2011 года задним числом. Дополнительные расходы бюджета на одного налогоплательщика при этом были весьма незначительными, но затронули практически каждую семью.

"Действие БК РФ неоднократно приостанавливалось как в 2010-м, так и в 2011 году. В случае приостановления этих положений стабильность и сбалансированность бюджетной системы обеспечивается тем, что внесение изменений допускается только в случае внесения соответствующих изменений в закон о бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Следовательно, при грамотном подходе к содержанию предлагаемых изменений в налоговое законодательство принятие законопроекта не приведет к каким-либо существенным негативным последствиям", - пояснила главный юрисконсульт компании МКПЦН Галина Изотова.

С ней согласны и другие эксперты. "С вероятностью в 90% никаких грандиозных последствий продление сроков иметь не будет. Непопулярные решения о значительном повышении налоговой нагрузки не пройдут по главной причине - никто не захочет на себя брать за них ответственность. И лишняя пара месяцев проблему не решит. Невелики шансы и у прожектов значительного снижения налоговой нагрузки, если под них просто нет денег в бюджете. Поэтому если какие-то новости и появятся, то совершенно не принципиальные. Ни на бюджет, ни на налоговую нагрузку в целом, которые значительного влияния иметь не будут. Скорее это предложение - попытка узаконить хроническую сверхурочную работу правительства, чтобы лишний раз по кабинетам не бегать и подписи, обусловливающие принятие предложений после срока, не собирать", - говорит директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк.

По мнению других экспертов, нововведение негативно отразится на качестве принимаемых решений. "Такой подход может привести к тому, что в Думе будет рассматриваться один бюджет, а в реальности исполнять придется несколько другой - то, что получится после принятия запоздалых федеральных законов. По крайней мере в доходной части могут образовываться значительные дыры, которые не были учтены в процессе принятия федерального закона о бюджете. Исполнение государственных программ, получающих бюджетное финансирование, также будет осложняться дефицитом финансов.

При значительном количестве принимаемых федеральных законов, так или иначе воздействующих на общий баланс государственной казны, может возникнуть полное непонимание - сколько же запланировано доходов и расходов на предстоящие годы", - рассказал партнер компании "Налоговик" Сергей Варламов.

Налоги Финансовое право Госдума