Мы строим мало. Сегодня ежегодный ввод нового жилья не превышает 65 млн квадратных метров и способен обеспечить жильем не более 800 - 850 тысяч российских семей. Получается, менее 2% от общего количества семей. Не сильно уменьшается количество ветхого аварийного жилья. Отсутствует арендный фонд жилья. Ветшает инженерная инфраструктура городов. Настоящим бичом крупных городов становятся автомобильные пробки. Эти проблемы являются в значительной степени результатом недостаточно благоприятного инвестиционного климата. Частные инвестиции слабо идут в проекты, связанные с развитием городского хозяйства. Мы много говорим о необходимости государственно-частного партнерства (ГЧП), а фактически в большинстве случаев решаем многие из перечисленных проблем с помощью государственных финансов. Ярким примером является государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ, в программу деятельности которого включены многие из перечисленных проблем, решаемые с помощью огромных бюджетных ассигнований (около 250 млрд рублей). В то же время основным вкладом государства в ГЧП должна стать нормативная правовая база, снижающая риски для частных инвесторов и формирующая инструменты и механизмы, обеспечивающие их деятельность. Особое значение в этом плане будут иметь поправки в Градостроительный кодекс - основной законодательный акт, регламентирующий градостроительную и строительную деятельность, а также совершенствование законодательства о техническом регулировании.
Полагаю, что проекты, связанные с модернизацией и развитием инженерной и транспортной инфраструктуры территорий, в большинстве своем относятся к проектам с длительными сроками окупаемости. Поэтому использование непосредственно банковских кредитов из-за отсутствия у банков достаточного количества "длинных" денег для финансирования этих проектов по крайней мере затруднительно. В то же время созданная и успешно функционирующая система ипотеки, внутрь которой "зашиты" долгосрочные кредиты, способна стать той системой, которая позволит привлекать инвестиционные ресурсы в эти проекты. Необходимы лишь дополнительные усилия по адаптации системы ипотечного жилищного кредитования физических лиц на кредитование юридических лиц, реализующих проекты по развитию городов.