25.09.2012 00:40
Экономика

Эксперт: Торговым центрам нужно развивать развлекательную концепцию

Торговые центры ищут новые способы заманить покупателей
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - : №36 (865)
Количество торговых центров, которые используют в своем составе развлекательную составляющую, увеличивается. По данным компании Colliers International, сегодня в Москве насчитывается 52 торговых центра, имеющих развлекательную зону. Это около 60% от общего количества профессиональных классических торговых центров в столице.
Читать на сайте RG.RU

По словам регионального директора департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяны Ключинской, на рынке торговой недвижимости России наметились новые тенденции в секторе развлечений. "Развитие идет по двум направлениям: edutainment и большие парки развлечений, - рассказала она.- Первое направление работает на детскую аудиторию. Такие ТЦ делают акцент не на игровых автоматах, а на познавательно-развивающей составляющей. Они дают ребенку возможность познакомиться с основными профессиями или узнать что-то новое об окружающем мире, например, об астрономии с помощью тематических зон. Пока в России реализован лишь один подобный проект: тематическая зона "Дивный город" в ТРЦ "Гранд Каньон" в Санкт-Петербурге. В ее составе на площади 21 000 кв. м, где находится театр "Плоды Просвещения", школа иностранных языков, Экстрим-парк, развлекательный центр Fun City, а также "Кидбург" - детский город профессий. Второе направление развития сферы развлечений - создание больших тематических парков. В Москве существует несколько масштабных проектов, к примеру, аналог американского "Диснейленда".

Однако основной развлекательной составляющей во многих ТЦ по-прежнему остаются кинотеатры. Другим сопутствующим развлечением, по словам Татьяны Ключинской, являются развлекательные центры, представленные в России сетями "Космик", GameZona, CrazyPark, FunCity, Happylon. Спектр развлечений в данных центрах достаточно велик: от стандартных игровых автоматов и симуляторов до активного отдыха (скалолазание, батуты и тому подобное) и крытых парков развлечений. Так, в ТРЦ "Вегас" есть 18-метровое колесо обозрения, "башня падения", скалодром, картинг, а в развлекательном центре Happylon в ТРЦ "Филион" есть американские горки.

По словам экспертов, к развлечениям, требующим значительных вложений, можно отнести аквапарки и океанариумы. "Пока в России океанариум есть только в четырех ТЦ, среди которых ТРЦ "РИО" на Дмитровском шоссе и ТРЦ "Планета Нептун" в Санкт-Петербурге,- рассказала Татьяна Ключинская. - Аквапарки также встречаются нечасто. В Москве данный вид развлечений есть лишь в ТРЦ XL-3 на Ярославском шоссе".

По наблюдениям старшего аналитика отдела исследований и аналитики Praedium Oncor International Анны Карповой, сама концепция ТРЦ может быть привлекательной для потребителя: "Многие приезжают в ТЦ Vegas, чтобы побродить в его интерьерах, а концепция Outlet Village Белая Дача будет интересна даже тем покупателям, которые не заинтересованы в приобретении брендовых вещей со скидками".

По мнению руководителя департамента профессиональных услуг компании Bright Rich Виктора Заглумина, ТРЦ необходимо разрабатывать грамотную развлекательную концепцию, составлять правильный пул развлекательных форматов, предлагать посетителям что-то необычное, потому что конкуренция очень высока. "Пример нестандартного развлечения есть в ТЦ "Меркурий" в Санкт-Петербурге, там организована площадка для кёрлинга, а в ТЦ "Континент" можно найти симулятор горных лыж",- рассказал эксперт.

Развлекательная зона не приносит собственнику ТРЦ высокий доход напрямую из-за низких арендных ставок, но способствует привлечению дополнительных покупательских потоков и повышению лояльности посетителей, то есть увеличивает доход косвенно, считает управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев.

"Один кинотеатр может обеспечить ТЦ огромный поток посетителей. Например, в ТЦ "Золотой Вавилон" есть кинотеатр "Люксор", который включает в себя 6 залов на 1332 посадочных места и проводит 35 сеансов в день. Соответственно даже при загрузке в 30 процентов кинотеатр дает торговому центру ежедневно 2-2,5 тыс. посетителей",- рассказал директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG Юрий Тараненко.

Эксперты обращают внимание на то, что каждый формат развлечения работает по-своему. "Многие ТЦ проводят презентации, дегустации и другие развлекательные мероприятия, которые работают на улучшение имиджа торгового центра, укрепление бренда, но не на сиюминутное увеличение проходимости и выручки компаний-арендаторов,- отметил Виктор Заглумин.- В среднесрочной и долгосрочной перспективе это помогает увеличить поток посетителей, поэтому такие акции должны быть регулярными. Разовые развлекательные мероприятия не имеют эффекта, поэтому их надо планировать сразу на длительный промежуток времени или не тратить на них деньги и время вообще".

Управляющий инвестициями в недвижимость, основатель консалтингового портала Indriksons.ru Игорь Индриксонс делит ТЦ на два типа: те, которые расположены в спальных районах и имеют постоянных посетителей, и те, которые делают ставку на случайных посетителей, например, ЦУМ и ГУМ. "Для торговых центров второго типа метод привлечения покупателей при помощи разовых развлечений не работает, - поясняет эксперт. - Но для торгового центра, который только открывается в каком-либо районе, концерт или приглашение знаменитости - один из способов привлечь жителей этого района".

Обеспеченность качественными торговыми помещениями

Товары и цены