25.09.2012 00:43
Экономика

В Калининграде подвели итоги безвизового передвижения

Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская Бизнес-газета - : №36 (865)
С тех пор, как в Калининградской области и приграничных регионах Польши вступило в силу соглашение о местном пограничном передвижении (МПП), прошло почти два месяца. "РБГ" выяснила, как работает первый в истории РФ и ЕС документ, раздвинувший для россиян границы шенгенского соглашения, и кому в первую очередь принес выгоду безвизовый порядок пересечения границы.
Читать на сайте RG.RU

Прием заявлений на выдачу специальных разрешений на местное пограничное передвижение стартовал в Калининграде и Гданьске 27 июля. К середине сентября, как рассказал "РБГ" генеральный консул Республики Польша в Калининграде Марек Голковски, Генконсульство приняло от калининградцев 5,5 тысячи заявлений и выдало жителям самого западного российского региона 1,5 тысячи "заменителей" виз - специальных электронных карточек, напоминающих польские удостоверения личности.

В Польше к середине сентября желание стать участниками местного пограничного передвижения выразили 3,5 тысячи жителей приграничных регионов. 2,5 тысячи заявителей уже получили разрешения.

- В среднем мы выдаем около 100 разрешений на местное пограничное передвижение в день, - сообщил генеральный консул России в Гданьске Сергей Пучков. - Количество выданных разрешений за последние полтора месяца превысило количество выданных виз, поскольку получить российскую визу значительно сложнее, чем документ на безвизовое пересечение границы.

Чтобы справиться с наплывом жителей Польши, желающих стать обладателями безвизового пропуска, Генконсульство России в Гданьске увеличило количество приемных дней с 3 до 5 и количество приемных часов с 12 до 35, расширило штат и открыло два дополнительных визовых центра в Гданьске и в Ольштыне. В Калининграде выдачей разрешений на местное пограничное передвижение занимаются 4 новых консула и 8 дополнительных сотрудников визового отдела.

Как отметил Сергей Пучков, 70% польских заявителей указывали в анкете, что хотят получить разрешение с туристическими целями. 20% поляков преследовали экономические цели, 10% желали получить пропуск для встреч с родственниками и друзьями. Впрочем, по мнению губернатора Калининградской области Николая Цуканова, многие жители приграничных регионов Польши, отправляясь в российский эксклав, преследуют иные, отнюдь не туристические цели.

- Калининградцы приезжают в Польшу, чтобы посетить туристические маршруты или приобрести продукты питания, - заявил Николай Цуканов. - Польские жители, в свою очередь, приобретают у нас товары иного характера. Житель Польши, посетивший Калининградскую область, чтобы отдохнуть, воспользоваться услугами наших санаториев и пансионатов, скорее исключение, чем правило.

Самое красочное представление о том, что такое товары "иного характера", можно получить на российско-польских погранпереходах. В любое время дня и ночи основную очередь на границе формируют немолодые автомобили VW Passat с польскими номерами, которые калининградцы окрестили "бензовозами". В баке старого "пассата" умещается 100 литров бензина, не облагаемого таможенными пошлинами и сборами. С учетом того, что в Калининградской области бензин марки АИ-95 стоит 29-30 рублей, а в Польше - 5,8 злотого (58 рублей), регулярные рейды на калининградские заправки выглядят для жителей польских приграничных регионов весьма привлекательным бизнесом.

Так или иначе, говорить о том, что МПП приносит пользу только транспортировщикам бензина, было бы ошибкой.

- Местное приграничное передвижение, безусловно, станет толчком к развитию культурного, молодежного, образовательного сотрудничества между Калининградской областью и приграничными регионами Польши, - комментирует "РБГ" ситуацию воевода Варминьско-Мазурского воеводства Республики Польша Марьян Подзиевский. - Однако наибольшую пользу от безвизового режима могут извлечь и извлекают предприниматели и бизнесмены, как польские, так и калининградские. С момента начала действия договора о МПП российско-польскую границу по специальным разрешениям пересекли более 2700 человек. И мне известны случаи, когда владельцы безвизовых карточек приезжали в Польшу или в Калининградскую область с целью установления бизнес-контактов. В частности, контактов в сферах молочной и мебельной промышленности. Речь идет не только о торговле, но и о создании совместных производств и предприятий.

С одной стороны, в приграничных польских городах, таких как Бартошице, Бранево или Голдап, уже заметен экономический подъем. По сообщениям польских СМИ, лучшие земли вдоль дорог, ведущих к границе, выкупили крупные польские ритейлеры, которые намерены построить там сетевые магазины. В Бранево владельцы мясокомбинатов ищут новые точки сбыта продукции, а по Бартошицам распространилась информация, что местные дисконтные магазины планируют перейти на круглосуточный режим работы.

Не отстают и представители туриндустрии. Один из отелей под Бартошицами недавно начал рекламировать себя в калининградских газетах и на калининградских сайтах в Интернете. Другие приграничные отели разрабатывают для жителей эксклава русскоязычные программы на Новый год и на следующий туристический сезон.

С другой стороны, чтобы бизнес-взаимодействие между Калининградской областью и приграничными регионами Польши не свелось к банальному бартеру "калининградский бензин - польские продукты и услуги туриндустрии", следующим этапом после упрощения визового режима должно стать облегчение процесса пересечения границы.

- Однажды на калининградском участке российско-польской границы я столкнулся с очередью из 800 машин, в которой люди стояли по 20 часов, - делится информацией президент Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области Стефано Влахович. - Когда я рассказываю потенциальным инвесторам о Калининградской области, я представляю регион как некий тренировочный бассейн, где бизнес может научиться плавать в российской экономике перед "заплывом" на основную территорию России. Однако как бы ни была Калининградская область территориально близка к ЕС, если очереди на границах будут занимать несколько часов, европейскому бизнесу будет работать с Калининградом не легче, чем с Дальним Востоком. Даже с учетом вступления в силу российско-польского соглашения о безвизовом пересечении границы.

Экономика Калининград Северо-Запад