26.09.2012 00:50
Власть

Депутаты вновь задумались о том, как изменить ситуацию на дорогах

Депутаты вновь задумались, как изменить ситуацию на дорогах
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №221 (5894)
Почему принимаемые Думой законы, которые с каждым годом становятся все строже, не могут кардинально изменить ситуацию на дорогах?
Читать на сайте RG.RU

Поиском ответов на этот вопрос думцы занимались вчера практически весь день. Сначала в своем депутатском кругу, на утренней разминке в начале пленарки. После обеда к дискуссии присоединилось руководство ГИБДД, которое Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству пригласил на свое расширенное заседание, срочно созванное в связи с последними трагическими ДТП.

Впрочем, у думских либерал-демократов объяснение по этому поводу нашлось быстро: не ощущается неотвратимости наказания. "Пока люди, имеющие звезды на погонах, звания, удостоверения, связи с представителями власти, деньги и прочие атрибуты, будут считать, что они могут избежать ответственности и потворствовать другим, разрешая в нетрезвом виде управлять автомобилем, мы ситуации не изменим", - сделал вывод депутат ЛДПР Ярослав Нилов. И потребовал, чтобы Дума немедленно приняла законопроект фракции, вводящий ответственность "за агрессивный метод вождения, который часто приводит к страшным ДТП". Либерал-демократы предлагали также ужесточить уголовную ответственность за ДТП с пьяным водителем, в результате которого погибли люди: только лишение свободы от пяти до 15 лет, без возможности заменить этот вид наказания на принудительные и исправительные работы. И не разбираться, был здесь умысел или не было умысла.

Среди предложений ЛДПР оказались и совсем неожиданные: предусмотреть конфискацию транспортного средства как орудия совершения административного правонарушения. И взять под депутатский контроль рейды ГАИ на дорогах. Участвуя в этих рейдах, либерал-демократы обещали не щадить ни своих, ни чужих. Если попадется пьяный водитель, который попытается прикрыться депутатским удостоверением любого уровня, "немедленно лишать мандата простым голосованием палаты". Если виновник ДТП - нетрезвый представитель силовых органов, лишать звания, увольнять с должности и его, и непосредственного начальника, потому что плохо решал вопросы дисциплины и морально-нравственного облика своих подчиненных.

Глава Комитета ГД по конституционному законодательству Владимир Плигин, хотя и не вполне разделял мнение коллег по поводу неэффективности принятых законов ("в период с 2003 по 2010 год было зафиксировано значительное снижение числа погибших в ДТП"), тем не менее согласился, что "по ряду составов УК, видимо, должны быть повышены санкции". "То, что происходит в настоящее время, свидетельствует, что те меры, которые нами принимались, в том числе по улучшению движения, по организации работы ГИБДД РФ, действительно перестают работать", - признал Плигин, заметив, что требуется проанализировать, почему наметилась такая тенденция.

Думские "единороссы" еще накануне определили, как следует поправить законодательство, чтобы уберечь россиян от риска потерять здоровье и даже жизнь под колесами автомобиля, управляемого пьяным водителем. По словам председателя Комитета ГД по безопасности Ирины Яровой, верхняя граница уголовного наказания за ДТП, в котором погибли люди, если вина за него лежит на пьяном водителе, до 15 лет лишения свободы. "Вождение автомобиля в пьяном виде ничем не отличается от умышленного убийства, за которое предусмотрено наказание в виде 15 лет лишения свободы", - полагает Яровая. "Единороссы" не исключают и такой вид наказания, как пожизненное лишение водительских прав человека, повторно уличенного в управлении транспортом "по пьяному делу".

Правда, замруководителя ГИБДД Владимир Кузин на заседании комитета предложил депутатам предусмотреть для водителя и возможность вернуть себе права. Во-первых, может обнаружится ошибка, которую гражданин оспорит в суде. Во-вторых, надо дать человеку шанс на исправление. По мнению Кузина, лишенные прав водители должны ездить по временному удостоверению и только на автомобилях, оборудованных специальной техникой: алкозамками, которые не позволяют нетрезвому завести автомобиль. Однако возможность вернуть права не должна распространяться на тех водителей, лишенных права управлять транспортом, которые вновь садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Кузин сообщил думцам, что в 2011 году неоднократно управляли автомобилем в нетрезвом виде 8100 водителей. Причем два водителя задерживались по этому поводу 13 раз. " Для таких лиц нужно вводить более серьезную ответственность, в том числе уголовную", - убежден Владимир Кузин.

Как заявил Владимир Плигин, в течение двух недель депутаты подготовят консолидированный законопроект по ужесточению ответственности для водителей, садящихся за руль в пьяном виде. И в октябре документ будет вынесен на рассмотрение палаты.

Госуправление Госдума