26.09.2012 00:43

Селезнев: В России нужен федеральный закон о ГЧП

Текст:  Василий Степанов
Российская газета - Экономика: Инфраструктурные проекты №221 (5894)
Почему бизнес не торопится инвестировать в инфраструктурные отрасли, в чем состоят особенности российского законодательного регулирования ГЧП и как строить работу с государственными ведомствами? На эти и другие вопросы ответил председатель подкомитета по государственно-частному партнерству ТПП РФ, председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.
Читать на сайте RG.RU

Павел Леонидович, расскажите о перспективах ГЧП в России. Чего ждать бизнесу в этой сфере?

Очень правильная формулировка - "бизнес ждет". Хотя отношения партнерства и предполагают инициативу обеих сотрудничающих сторон, российский бизнес занимает выжидательную позицию и не торопится инвестировать в инфраструктурные отрасли.

Причины понятны. В нашей стране инвестиционная проактивность (то есть инвестиции на свой страх и риск в условиях отсутствия единых "правил игры") чревата финансовыми потерями. Именно поэтому в России не получилось развития ГЧП по модели, когда отношения партнерства регулируются гражданским законодательством и основаны на принципе свободы договора. Как показывает практика (так, например, сейчас решается вопрос снижения энергоемкости ВВП через ФЗ "Об энергоэффективности"), в России базой для новых видов предпринимательской деятельности (а бизнес в области инфраструктуры для нашей страны новый, пока свободный от конкуренции рынок) должно выступать правовое регулирование на федеральном уровне.

Что касается перспектив. С точки зрения макроэкономики высокая обеспеченность инфраструктурой увеличивает число продуктивных человеко-часов, что в итоге позитивно сказывается на производительности труда. На наш взгляд, в инфраструктуре заложен огромный ресурс, который позволит российской экономике сократить пресловутый отрыв в 400% по показателю производительности труда от развитых стран.

С практической точки зрения переход российской промышленности к следующему технологическому укладу, на что, собственно, нацелена программа модернизации и активность по поводу нанотехнологий, должен опираться на развитую инфраструктурную базу. Необходимо понимать, что прямые инвестиции в размещение новых производств придут в первую очередь в те регионы, которые смогут предоставить под застройку территории, обеспеченные инженерной и транспортной инфраструктурой.

Частные инвесторы с принятием федерального закона о ГЧП получат новые сферы для инвестирования. В первую очередь перспективы открываются перед компаниями, работающими в определенных отраслях (образование, медицина, производство оборудования и техники для ЖКХ, производство конструкционных материалов), девелоперскими компаниями и фондами прямых инвестиций.

То есть ГЧП в России невозможно без отдельного федерального закона?

Возможно, но это будут точечные проекты, как сейчас. Системно инвестировать частный капитал в инфраструктуру, для того чтобы обеспеченность инфраструктурой была равной в областных центрах и в малых городах, не получится.

Как вы можете прокомментировать существующий проект федерального закона "О ГЧП"?

В качестве приемлемой для себя модели Россия приняла финансирование потребностей государства в объектах капитального строительства тремя путями. Это обычная процедура госзаказа, концессионное соглашение и соглашение о ГЧП. Аналогичная практика (с некоторыми отличиями) существует, например, во Франции. Особенностью российского законодательного регулирования ГЧП стала его ориентация на региональные проекты. Тем самым задача реализации проектов ГЧП передается в руки тех, кто законодательно уполномочен осуществлять развитие региональной инфраструктуры, которая в абсолютном большинстве случаев является объектом соглашения о ГЧП.

С какими сложностями сталкивается частный инвестор, собирающийся развивать бизнес в сфере ГЧП?

Проведенные нами комплексные исследования российского рынка инфраструктурных проектов показали, что приток частных инвестиций в строительство объектов инфраструктуры сдерживается самим государством. Одна из основных причин этого - отсутствие необходимых компетенций у чиновников. Недостаток теоретических знаний в области ГЧП и инвестиций вкупе с отсутствием практического опыта приводит к тому, что госслужащие испытывают сложности при оценке потенциала и рисков привлечения частного партнера в тот или иной инфраструктурный проект. Отсюда неправильный выбор объектов инфраструктуры, под которые публичный партнер пытается привлечь инвесторов или, что менее фатально, низкое качество данных по проекту, предоставляемых органами госвласти потенциальным кредиторам.

Как работать бизнесу в такой ситуации, когда есть понимание, что проект окупится, но решение о реализации "забуксовало" на уровне государственных ведомств?

Отвечу на вопрос исходя из опыта Центра развития ГЧП. Мы разработали и активно применяем в регионах управленческую модель развития ГЧП "Квалифицированный заказчик". Если кратко описывать концепцию нашего подхода, то для устойчивого развития инфраструктуры региона местная администрация должна стать Квалифицированным заказчиком, который говорит с бизнесом "на одном языке" и точно знает возможности и условия применения механизмов ГЧП.

Данная управленческая модель применяется системно, вне зависимости от того, кто является инициатором проекта и обращается за профессиональной поддержкой в Центр развития ГЧП - частный инвестор или орган исполнительной власти субъекта РФ. Поясню. В регионе создается проектный офис, который осуществляет несколько процессов параллельно. Первый - подготовка финансовой и юридической документации (бизнес-план и финансовая модель, конкурсная документация и проект соглашения о ГЧП). Второй - переговоры с потенциальными кредиторами для привлечения инвестиций и обеспечение финансового закрытия проекта. Третий - администрирование и координация отдельной группой специалистов деятельности участников процесса подготовки проекта, а также параллельное обучение сотрудников органов исполнительной власти региона в соответствии со стандартизированной методологией подготовки и сопровождения проектов ГЧП.

Эта управленческая модель позволяет избежать на начальном этапе многих организационных сложностей и проволочек, упорядочивает работу и снижает уровень хаоса в системе под названием "проект ГЧП", над которым одновременно работает несколько десятков организаций и сотни человек.

Вы говорите, что у людей, которые по долгу службы должны заниматься проектами ГЧП, не хватает квалификации. Как ее приобрести? Где найти информацию о том, как работать с ГЧП-проектами? Наверняка есть зарубежный опыт...

Что касается общих сведений о том, что такое ГЧП, новостей и аналитики, то в русскоязычном Интернете всю эту информацию можно найти на двух ресурсах - pppinrussia.ru и pppi.ru.

Расскажу подробнее о последнем, так как это проект Центра развития ГЧП. Федеральный портал "ГЧП Инфо" был запущен в 2011 году. Он создавался как информационный ресурс и онлайн реестр баз данных для использования специалистами в области ГЧП и инвестиций в повседневной профессиональной деятельности.

На портале публикуются новости и аналитика о рынке проектов ГЧП, выкладываются в открытом доступе номера ГЧП-журнала - первого периодического электронного издания о государственно-частном партнерстве на русском языке. Кроме того, мы размещаем здесь специальную литературу, которая может быть полезна всем, кто интересуется государственно-частным партнерством. Также на портале представлена актуальная информация о новых конкурсах, касающихся подготовки и реализации ГЧП-проектов.

Что касается баз данных, то на сегодняшний день это свод федеральных и региональных нормативных правовых актов (прежде всего законодательных), регулирующих ГЧП, а также банк актуальных инфраструктурных и ГЧП-проектов в регионах. Еще раз подчеркну, что информация, размещенная на портале, является открытой. Для полного доступа к "паспортам" проектов и другим разделам требуется только регистрация.

В РФ не так много специалистов в области ГЧП. Еще меньше тех, кто имеет за плечами реальный опыт реализации таких проектов. Что делает центр, чтобы изменить ситуацию?

Мы тесно сотрудничаем с кафедрами и научным сообществом, формирующим сейчас отечественную научную школу по изучению проблематики ГЧП. Однако мы понимаем, что в эту сферу приходят уже сложившиеся специалисты, имеющие за плечами солидный профессиональный опыт в какой-либо области. Такие "студенты" предъявляют очень высокие требования к образовательным программам, к насыщению учебного процесса практическими примерами. Для того чтобы сформировать образовательный продукт, соответствующий потребностям рынка, был создан ГЧП-институт. На его базе мы соединили традиции и методические подходы к обучению, используемые в ведущих вузах страны (МГИМО(У) МИД РФ, РАНХиГС и других) с передовым опытом действующих практиков в сфере ГЧП, а также с зарубежными практиками осуществления проектов ГЧП (совместные проекты с PPPExperts).

Такое образование должно, наверное, очень дорого стоить?

Отнюдь. К слову, в рамках деятельности Центра развития ГЧП образовательные мероприятия для субъектов РФ осуществлялись абсолютно безвозмездно, как наша общественная инициатива. Однако это просветительская деятельность, некий ликбез.

Что касается ГЧП-института, его программы разбиты на специализированные модули (отраслевые: ЖКХ, социальная сфера, либо функциональные: финансовое моделирование, формирование критериев оценки частного партнера для проведения конкурсных процедур, оценка рисков и т.д.). Это дает слушателям возможность выбрать и изучить наиболее интересную для них тему (модуль). Результат такой разбивки учебного материала дает гибкость в ценовой политике.

ДОСЛОВНО

Владимир Путин, президент РФ:

- Необходимо использовать имеющиеся возможности для осуществления маневра: увеличение инвестиций в образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры и построение национальной инновационной системы.

цифра

833 концессионных соглашения на реализацию инфраструктурных проектов было заключено в РФ на региональном уровне по состоянию на декабрь 2011 года

В тему

До конца сентября 2012 года в России будет сформирован Совет по государственно-частному партнерству в сфере оборонно-промышленного комплекса. По словам вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, к 1 декабря новой структуре предстоит разработать "конкретный план привлечения частного бизнеса в реализацию программы вооружений"

Тем временем

Серьезный проект социальной значимости с привлечением частного капитала намерена реализовать администрация Санкт-Петербурга. Это строительство дорог и образовательных учреждений в жилом комплексе "Славянка" в Пушкинском районе города. В рамках проекта предполагается увеличить протяженность дорожной сети на территории "Славянки" на 7,7 километра и возвести две новые школы и три детских сада

Кстати

В Англии в сфере здравоохранения за последние 20 лет было реализовано 270 проектов с использованием механизма ГЧП, средняя стоимость которых составила 48 млн фунтов стерлингов. В России же, по мнению экспертов, законодательство позволяет бизнесу участвовать лишь в строительстве и эксплуатации объектов здравоохранения по концессионной модели

Досье

Селезнев Павел Леонидович.

Окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО(У) МИД РФ.

В 2005-2007 гг. - сотрудник Банка ВТБ.

В 2007-2009 гг. - заместитель генерального директора, член правления компании "ВТБ Управление проектами".

В 2008-2010 гг. - член совета директоров компании "Энергокомплекс".

С 2009 г. - председатель правления Некоммерческого партнерства "Центр развития ГЧП".

В 2009 г. избран председателем комитета по частно-государственному партнерству

Ассоциации менеджеров России.

С 2011 г. - доцент кафедры ГЧП МГИМО(У).

С 2012 г. - председатель подкомитета

по государственно-частному партнерству Торгово-промышленной палаты РФ.