Что такое энергосервисный контракт и почему в последнее время отмечается повышенное внимание к нему со стороны государственных органов?
Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов благодаря внедрению технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности. При этом энергосервисная компания может вкладывать в реализацию проекта собственные средства, которые возмещаются за счет достигнутой экономии. Кроме того, она может привлекать инвесторов, в результате чего исчезает необходимость в затратах или в кредитовании. В обоих случаях доходы энергосервисных компаний зависят от объемов и качества достигнутой экономии, что обеспечивает их высокую мотивацию на результат.
Пионером в сфере внедрения энергосервиса являются США. Какие факторы повлияли на развитие энергосервисного рынка этой страны?
Действительно, развитие энергосервисных компаний в США началось еще в 70-80-е годы прошлого века. Значительный рост отрасли пришелся на 1994 - 2002 годы. Именно в этот период произошла ее консолидация с крупными энергоснабжающими и коммунальными организациями. Развитие рынка было вызвано целым рядом факторов. Прежде всего это высокие и нестабильные цены на энергоресурсы, а также повышенное внимание федеральных и региональных властей к вопросам энергоэффективности. Безусловно, одним из решающих факторов стало отсутствие у федеральных властей средств, необходимых для капитального и эксплуатационного финансирования крупных коммунальных объектов. Большую роль сыграли развитие возобновляемых источников энергии и необходимость сокращения уязвимости к рискам национальной энергетической безопасности.
Какова структура энергосервисного рынка США? Кто является его основными игроками?
Во-первых, это независимые энергосервисные компании, которые в своей деятельности ориентируются либо на определенные территории, либо на специфические потребности отдельных отраслей. Во-вторых, это производители энергосберегающего оборудования, многие из которых имеют разветвленную сеть филиалов, а значит, эффективную дистрибуцию и специализированные национальные офисы, предоставляющие решения по энергоэффективности, возобновляемым источникам энергии и распределенной генерации для всевозможных сегментов рынка потребителей энергоресурсов. Третьи игроки - коммунальные и энергоснабжающие организации, находящиеся в собственности государственных электроснабжающих и газоснабжающих предприятий, большая часть из которых ориентирована на обслуживание конкретных территорий. И, наконец, инжиниринговые компании, находящиеся в собственности международных нефтегазовых компаний, негосударственных поставщиков энергоресурсов и крупных инжиниринговых компаний.
В России начало развития энергосервиса можно связать с выходом закона об энергосбережении. Как развивается рынок?
С одной стороны, этот закон обязывает государственные учреждения повышать энергоэффективность, с другой - определяет энергосервисные контракты в качестве основного механизма проведения энергосберегающих мероприятий, в первую очередь за счет внебюджетных источников финансирования. Однако главной проблемой является то, что в настоящее время отсутствует отлаженная методология управления энергосервисными контрактами на протяжении срока их действия. Это касается определения требований к внедряемым технологиям и уровням минимальной экономии, привлечения заемного капитала, обслуживания контрактов после проведения энергосберегающих мероприятий.
Кто является основным потребителем энергосервисных услуг в России? Приведите примеры заключенных контрактов.
Наибольшее число потребителей энергосервисных услуг у нас, как и во всем мире, приходится на федеральные и муниципальные государственные учреждения (например, отвечающие за освещение улиц, городской транспорт), социальные объекты (школы, больницы), объекты транспортной инфраструктуры. По статистике, на этот сегмент приходится порядка 58% всей выручки от энергосервисной деятельности. Частный жилищный сектор, напротив, составляет наименьшую - всего 2% - часть рынка. Если говорить о характере услуг, оказываемых в сфере энергосбережения, наибольшие доходы - порядка 73% - приходятся на сегмент повышения энергетической эффективности. Порядка 6% - на поставку турбогенераторов, 10% - на возобновляемые источники энергии. Хотя развитие энергосервисной деятельности в России началось не так давно, уже стартовал ряд проектов. Так, в Мурманской области заключен двухлетний энергосервисный контракт на 1,3 млн руб., экономия по которому составит не менее 63% энергоресурсов. В Калужской области заключено 5 энергосервисных контрактов от 3,5 до 19 млн рублей со сроком выполнения от 5 до 9 лет и экономией не менее 65%.
Ваша инжиниринговая группа оказывает целый спектр услуг в сфере энерго сбережения. Чем компания занимается на рынке энергосервиса?
В настоящий момент FRESCo провела значительную работу по структурированию энергосервисных проектов. И сейчас мы ведем активные переговоры как с крупнейшими финансовыми институтами, так и с рядом регионов, в которых планируется реализовать энергосберегающие мероприятия. Мы понимаем, что основными игроками рынка энергосервиса становятся производители оборудования и инжиниринговые компании, хорошо знакомые с отраслевыми потребностями и возможными способами сокращения энергопотребления. На этом направлении мы делаем основной акцент.
С какими проблемами сталкиваетесь в ходе работы? Что сдерживает развитие рынка энергосервиса в России?
Действительно, несмотря на очевидные преимущества энергосервиса, позволяющего повысить экономию в результате внедрения энергосберегающих технологий, существует ряд факторов, сдерживающих развитие этой формы договорных отношений в России. В их числе - отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы, а также отсутствие отработанных методик расчета экономии, позволяющих учитывать различные факторы, как зависящие, так и не зависящие от энергосервисной деятельности компаний. Кроме того, минимальный государственный контроль, отсутствие четких механизмов и ясных полномочий надзорных органов. Страхование рисков неисполнения энергосервисного контракта значительно затруднено неразвитостью рынка страховых услуг в данной сфере. Однако одной из главных проблем развития энергосервисной деятельности в России является низкая вовлеченность финансовых институтов. Отсутствие обширной практики внедрения энергосервисных контрактов, непонимание технологических особенностей рынка, наличие рисков, сопряженных с участием в государственных конкурсах, осложняет принятие коммерческими банками решений финансировать такие проекты.