Игорь Анатольевич, на ваш взгляд, Архангельская область сегодня - это глубинка, периферия, область-донор или самостоятельный, финансово независимый регион?
Игорь Орлов: Архангельская область не сильно отличается от многих других регионов РФ, где в новой истории страны экономика перенастраивалась, менялась, вставала на новые рельсы и вышла из этой ситуации не в самом лучшем состоянии. Поскольку сырьевых ресурсов у нас не так много, а те, которые были, в частности лес, очень сильно зависят от конъюнктуры рынка. На этом поле гораздо больше игроков, чем в других сырьевых секторах экономики, и плюс технологии, которые мы используем, - совсем не мирового уровня и не позволяют получать ту отдачу, которую хотелось бы. Поэтому область находится в числе середнячков, даже во второй половине рейтинга в целом по стране.
Поморье сегодня почему-то считается отдаленным регионом. Хотя, если разобраться, от наших южных границ до Москвы ближе, чем от Москвы до Казани. На самом деле мы недалеко от столицы (1200 километров до Архангельска по современным меркам не расстояние), но при этом все равно остаемся провинцией, недостаточно развитой технологически, экономически, демографически. В этом и есть отдаленность от центра.
На мой взгляд, Архангельская область сегодня находится в той точке, после которой возможно либо окончательное падение, либо идти в рост. Падать мы не хотим и не будем, а будем только расти, поскольку я абсолютно уверен - запасы природных и человеческих ресурсов Поморья позволяют говорить о перспективности его развития.
Как сейчас себя чувствует Поморье? За счет чего можно поднять экономику региона?
Игорь Орлов: Первое, на что я обратил внимание, когда стал заниматься делами региона, - это огромный государственный долг, который числился за областью, более 18 миллиардов рублей. Сейчас эта сумма уменьшается. Нам была необходима пошаговая стратегия развития экономики региона, которая в итоге должна дать некий синергетический эффект. Какие это меры? Это прежде всего модернизация энергетики: реконструкция сетей, повышение эффективности передачи тепла и электричества, новые возможности для подключения потребителей. Строительство стало той сферой, которая находилась в стагнации после кризиса, необходимы были срочные меры по ее реанимации. Согласитесь, когда квадратный метр жилья в Архангельске стоит 55 тысяч, это просто экономическое преступление по отношению к людям. Сейчас ситуация стабилизируется, мы провели много встреч с представителями строительных компаний, узнали их потребности и проблемы. Революционных решений также требует жилищно-коммунальная инфраструктура региона. Причем акценты я расставляю так: сейчас не нужно восстанавливать остатки того, что было, нам необходимы новые дома, новые дороги.
Известно, что в Архангельской области более 250 объектов незавершенного строительства, доставшихся в наследство вам от предыдущей власти, и, логичновы ставите строительство в разряд приоритетных отраслей для развития Поморья.
Игорь Орлов: У прежней власти было много хороших начинаний, идей как в сфере энергетики, так и в дорожной отрасли, и в строительстве. Но в целом система управления была не отстроена для нужд региона. Ведь область - единый организм: если в силу разных обстоятельств что-то не получилось, в последствии этот фактор может послужить ступенькой, которая ведет вниз. К примеру, если не построим в регионе нормальные дороги - к нам не повезут доступные по цене строительные материалы, а это значит, что продолжат расти цены на квартиры. Не будет нормальной системы обучения - сохранится дефицит кадров, не удастся возродить водный транспорт - еще больше зарастут илом реки, а деревни и села на их берегах будут вымирать.
Сегодня мы хотим развивать те направления деятельности, которые максимально быстро заработают. Почему строительство попало в число приоритетов? Оно дает мультипликативный эффект: это и решение проблемы ветхого жилья, и развитие всех сопутствующих отраслей. Это борьба с безработицей: на каждое новое рабочее место, появляющееся на стройке, приходится от семи до десяти новых рабочих мест, создающихся параллельно в других отраслях экономики.
Вы не затронули тему развития лесопромышленного комплекса. Вы не рассматриваете это направление как перспективное?
Игорь Орлов: Поморье всегда было и будет "всесоюзной лесопилкой". Сегодня мы вышли на неплохой уровень модернизации этой сферы: в регионе успешно применяются высокие технологии более глубокой переработки леса, а также его упаковки, отгрузки. Возьмем, к примеру, Вельский деревообрабатывающий комбинат, предлагающий покупателю уже готовые дома. Но при этом одновременно нам необходимо решать задачи реновации лесного комплекса, его разумного использования. Если не сможем - лес потеряем. Как практически потеряли его в Коношском районе, в значительной степени - в Каргопольском. Я недавно пролетел над Пинежьем - красота! Но на вырубленные делянки, где пустота, а такие места есть на карте области, смотреть больно.
Поэтому сейчас коренным образом надо менять ситуацию в лесной отрасли. Действующая сегодня аренда участков на 49 лет создает систему временных пользователей леса. Я об этом уже не раз разговаривал с представителями лесного бизнеса, работающими на нашей территории. Позицию многих из них можно охарактеризовать примерно так: "выжать максимум с арендованного участка". Катастрофа для архангельского леса! Лесопромышленный комплекс должен поменять идеологию временщиков-арендаторов на идеологию полноценных хозяев. Надеюсь, что взаимоотношения собственника леса, которым является государство, и потенциальных инвесторов скоро изменятся.
На ваш взгляд, регион сможет стать логистическим центром по освоению Арктики? Какие перспективы у области в этом направлении?
Игорь Орлов: Я считаю проект строительства железнодорожной магистрали Белкомур (Беломорье - Коми - Урал) приоритетным для области. Благодаря ему через Архангельск будет проходить мощный поток товаров, трудовых ресурсов. Говоря об этом проекте, мы подразумеваем, что его вершиной станет новый глубоководный порт - инвесторы серьезно интересуются его созданием.
Заявка на статус логистического центра освоения Арктики - это и наше предложение по созданию в Архангельске администрации Северного морского пути, которое не так давно было поддержано президентом, это и судоверфи Северодвинска, где будет формироваться комплекс услуг по созданию новых портовых, сервисных, производственных мощностей вдоль трассы Северного морского пути.
Есть намерение дать старт инфраструктурным транспортным проектам. К примеру, в Архангельской области есть великолепная универсальная разветвленная система дорог - реки, но используются они непростительно мало. Надо менять отношение к использованию водного пространства. Изменить облик региона нам позволит возрождение малой авиации: с учетом больших и труднодоступных территорий Архангельской области это очевидное приближение наших сел и деревень к центру, создание системы коммуникаций людей, перевозки товаров.
Как, на ваш взгляд, можно использовать потенциал северодвинских верфей?
Игорь Орлов: В свою очередь оборонные судоверфи Северодвинска также являются органичной частью логистического центра, о формировании которого мы сейчас говорим. Также у нас есть еще Северный (Арктический) федеральный университет, который может обеспечить кадрами, подготовить людей, способных и знающих, как работать на Севере. Мне кажется, что даже ничего придумывать не надо. Наши предки, которые застолбили место для Архангельска, которые уходили отсюда осваивать дальние просторы, давным-давно все увидели, просчитали, а жизнь подтвердила верность их выбора. Причем не день, не год, а столетия люди осваивают Арктику через Архангельск, и это место, как наиболее проверенное временем, таким и останется.
Если подводить итог - то дороги и порты есть, производства, способные поддерживать, развивать и обслуживать самые сложные морские и береговые либо какие-то другие сооружения в Арктике, тоже имеются. Создана система подготовки кадров и специалистов по всем необходимым направлениям, будь то Росгидромет, МЧС, кораблестроение, портовое развитие, геологоразведка. Поэтому Архангельская область сегодня объективно наиболее подготовленное место для создания крупного логистического центра для Арктики.
Помимо этого приоритетными направлениями для инвестиций сегодня являются центр атомного судостроения в Северодвинске, такой перспективный проект, как добыча алмазов, глобальный - освоение Арктического региона. Архангельск - "ворота в Арктику": так было и в царские времена, и в советские, так будет в современной истории. Уверен, реализуя эти проекты, мы получим отдачу и в других отраслях экономики.
Вы сказали о перспективах в развитии горнодобывающей промышленности в регионе. Вам не кажется, что в последнее время тема архангельских алмазов "затухла"?
Игорь Орлов: Да, мы говорим о них как-то скромно, даже напряженно. Я считаю, что развитие алмазодобывающей промышленности для области это шаг на несколько ступенек вверх, при условии получения того же эффекта, что в Якутии. Сейчас технологическая дорога, которую сделали наши добытчики алмазов, - это одна из лучших у нас в регионе. Надеюсь, что это только начало в развитии такого перспективного направления.
Назовите самую большую проблему, мешающую развитию Архангельской области?
Игорь Орлов: Главная болевая точка экономики региона на сегодня - разбалансированность бюджета. Это результат того, что область стремительно теряла налоговую базу. Мы будем выходить из этого кризиса. Первое, что нужно сделать, - создавать новый бизнес, помогать ему развиваться, а для этого нам сейчас необходимо сформировать комфортный инвестиционный климат, чтобы дать основания инвесторам поверить в нас. Для тех, кто реально стремится вкладывать средства в развитие региона, инвестирует их в производство, я всегда нахожу время для конструктивного общения.
Русский Север, Поморье... нужен ли Архангельской области свой бренд, который мог бы набрать популярность?
Игорь Орлов: Бренд нельзя выбрать или назначить. Допустим, сметане или кефиру логотип можно создать за месяц, но узнаваемость и отличительные признаки любого региона формируются десятилетиями, веками. Наш бренд - архангельский лес, который по прочности, качеству, длине, да практически по всем составляющим - один из лучших лесов в России. Нам надо обязательно сделать так, чтобы он работал на Архангельскую область.
Также Государственный российский центр атомного судостроения - этот бренд у Поморья никто не отнимет. Арктику или Северный морской путь необходимо использовать таким образом, чтобы они прочно ассоциировались с регионом. Хотелось бы, чтобы говорили: "Арктика", а подразумевали: "Архангельская область". У нас для этого есть все основания.
Ведь у нас уже существуют бренды Поморья: Важский край, Соловки, Кенозерье, есть Веркола Федора Абрамова, есть Сура, где родился Иоанн Кронштадтский. Мы будем поддерживать и уже начинаем поддерживать именно то, что характеризует нас как яркий самобытный регион.
Сейчас в регионе идет активное осуждение состава Общественной палаты. По вашему мнению, какие люди должны занять эти места? В чем основная функция этого органа?
Игорь Орлов: Мне на том этапе развития, на котором я сейчас нахожусь как губернатор, очень важно слышать разные мнения. Я встречаюсь с представителями общественных организаций, абсолютно разными людьми, для того чтобы понять, кто присутствует на этом общественном поле, а во-вторых, чтобы понять, насколько позитивно они действуют для развития региона.
Создание Общественной палаты в регионе - это способ продемонстрировать свое понимание: есть люди, удаленные от всех видов власти, которые при этом способны выражать интересы общества. Этот орган не закрытая структура, туда могут прийти люди, не состоящие в ней, но у которых есть свое мнение и они готовы его высказать. Десять человек, кандидатуры которых я утвердил для включения в состав Общественной палаты, представляют весь регион и максимально полно охватывают различные направления деятельности. Еще десять человек были утверждены областным Собранием депутатов. Также эти члены выберут еще 10 кандидатов. Таким образом, я уверен, что итогом работы по формированию Общественной палаты станет новый этап во взаимоотношениях между обществом и властью. Надеюсь, у нас будет активный диалог, и я к нему готов.
Что считаете самым важным в своей работе?
Игорь Орлов: Самое важное для меня как для губернатора - возвратить северянам веру в то, что Архангельская область одно из лучших мест на земле. Звучит пафосно, но, как сказали мудрецы, где родился, там и пригодился. Каждый человек прежде всего ценен там, где он лучше всего переносит климат, знает традиции и культуру. Чтобы молодежь перестала уезжать из Архангельской области, захотела работать на своей родине, учиться, строить дома, растить детей - ради этого я работаю губернатором и требую от своих подчиненных того же.
Орлов Игорь Анатольевич родился 17 августа 1964 года в поселке Дебальцево Донецкой области Украины.
В 1987 году окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. В 1987-1994 годах работал инженером-технологом, начальником сектора, главным технологом производственного объединения "Север" научно-исследовательского проектно-технологического бюро (НИПТБ) "Онега" в Северодвинске.
В 1994-2008 годах был начальником отдела автоматизированной системы управления производством, заместителем генерального директора ФГУП "Центр судоремонта "Звездочка" (Северодвинск).
С 2008 года по 2011 год - заместитель генерального директора, а затем руководитель ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград).
С 10 августа 2011 года - первый заместитель исполнительного директора по производству автосборочного предприятия "Автотор Холдинг".
13 января 2012 года указом президента РФ назначен временно исполняющим обязанности губернатора Архангельской области.
3 февраля 2012 года его кандидатуру на должность губернатора Архангельской области утвердили депутаты областного Собрания депутатов.
Женат, двое детей.