26.09.2012 00:30
Культура

В Москве проходит выставка Сергея Параджанова

В Москве проходит выставка Сергея Параджанова
Текст:  Виктория Виатрис Екатерина Смирнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №221 (5894)
Из ереванского дома-музея в "Новый Манеж" привезли около 70 коллажей режиссера.
Читать на сайте RG.RU

По объему представленная коллекция сопоставима с тремя прошлыми выставками в столице - нельзя сказать, что она очень большая, в трех просторных белых залах могло вместиться куда больше. Особенно это бросается в глаза после просмотра фильма "Ночь в музее Параджанова" Романа Балаяна, который вместе с "Тени забытых предков", "Цвет граната", "Ашик-кериб" демонстрируется тут же нон-стоп. Хотя музей в Ереване и был открыт через год после смерти Параджанова, "прогуливаясь" по пристанищу вещей, к которым он прикасался, ощущаешь его страсть к ним - ими набит дом. Фотографии, сделанные в его комнатах, это подтверждают. Такое бы раздолье и в оформлении московской выставки, чтобы получилось то самое авторское "лоскутное одеяло" - гигантский коллаж из его картин и объектов, но увы...

"Дом, в котором я живу" - именно такое название выбрали организаторы выставки - начинается с маленькой комнаты с деревянным полом. На стенах семейный фотоальбом с доработанными Параджановым кадрами: он и его мама, а в руках обоих порванный им в ревности портрет отца, фото первого автомобиля, халат матери под стеклом и обыгранный высушенными растениями, коричневой кожей, тесемками локон сына. Там же в полстены висит покрывало с зеркалом по центру, обрамленным венком из искусственных роз, с запутавшейся ласточкой и фотокарточкой мамы.

Виртуоз обмена и дара, он любил вещи как ничто другое, ценил их магию, красоту и художественно сводил несовместимости, даруя новые смыслы. Чего стоят его Джоконды, из серии в тринадцать коллажей на выставке представлены пять - то восточная красавица, то трехликое существо, то кокетливая мадам, дразнящая пальчиком у рта. Он сочинял коллажи из любого подручного материала - битые чашки, кусочки кружева, перья, ореховая скорлупа, бусины, ракушки, стекляшки. Мэрилин Монро он одевал в шляпку и вязаное платье, и на коллаже она смотрится грустной. Лик Богоматери он делал объемным, обсыпая его осколками тарелок, перламутром и золотыми пайетками.

Параджанов всегда был увлечен игрой - его творческая фантазия неугомонно плодила то, что сейчас назвали бы инсталляцией и перфомансом, делая соучастниками друзей, гостей его шумного дома в Тбилиси, в переулке Коте Месхи. Будь то гастролирующие актеры Театра на Таганке, Марчелло Мастроянни, Тонино Гуэрра или просто проходящий мимо человек - все они и многие другие знаменитости и незнакомцы вовлекались в действо без спроса их желания на то: пировали, играли в карнавал, устроенный и украшенный Параджановым. Его неугомонный пыл высвечен и на коллаже "Я продал дачу", и на фотографии, где он обыграл собственные похороны, выставив на бампер машины свой портрет и плача по себе... .

И когда Параджанов был заключен в тюрьме на четыре года, он продолжал творить. На выставке представлено несколько его работ из зоны - например марки - четвертинки листа с сухими травами, цветами и нарисованными грустными лицами. Но все же по настроению выставка, которая продлится до 11 ноября, "детская, сентиментальная и праздничная", так ее охарактеризовала арт-директор "Нового Манежа" Марина Лошак.

Фоторепортаж
 
Наше кино