Как развивается рынок инфраструктурных проектов в России?
Сейчас рынок несколько оживился. Накоплен определенный опыт, на уровне регионов появилось понимание схем использования механизмов ГЧП. Может быть, некоторые из проектов находятся пока на стадии бизнес-идей, но тем не менее уже нет того упадка, который наблюдался во время кризиса. Наоборот, идет обсуждение интересных решений в жилищно-коммунальной сфере и в области транспорта, вносятся предложения по изменению законодательных актов.
Говоря о тенденциях развития рынка, можно отметить, что регионы становятся более образованными: здесь уже не ждут, как раньше, поддержки от федерального центра в виде субсидий, а начинают думать, как самостоятельно привлечь инвестиции. Конечно, эти изменения происходят не так быстро, как хотелось бы, но я смотрю в будущее с оптимизмом: есть положительные сигналы, свидетельствующие о том, что именно инфраструктура потянет за собой все остальные отрасли в России.
У меня, как экономиста, складывается ощущение, что, если в мире все же разра зится кризис, мы преодолеем его достаточно безболезненно, поскольку у нас есть Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по хоккею 2016 года, Чемпионат мира по футболу 2018 года. Инфраструктура, как актив, всегда создает добавленную стоимость в экономике, обеспечивает мобилизацию всех внутренних производственных и человеческих ресурсов.
Реализация крупных инфраструктурных проектов невозможна без участия государства. Какова его роль в этом процессе?
Государство является основным партнером бизнеса и берет на себя определенные обязательства, которыми может наиболее эффективно управлять. Если мы обратимся к законодательству, регулирующему деятельность коммерческих банков, то поймем, что создание резервов по уже выданным ссудам на длинные сроки (чего как раз и требуют крупные инфраструктурные проекты) могут себе позволить далеко не все финансовые учреждения. Также существующая практика ломбардирования кредитных ресурсов в ЦБ РФ может быть распространена и на инфраструктурные кредитные продукты для возможности рефинансирования по срокам более чем один год. Это в свою очередь приведет к более стабильному положению кредитующих инфраструктуру банков за счет повышения уровня долгосрочной ликвидности.
Именно поэтому принципиально важно в том числе регуляторно увеличить длину рублевых ресурсов и создать тем самым конкуренцию в инфраструктурной сфере, где на самом деле все масштабные проекты сейчас финансируются крупнейшими банками, как правило, с государственным участием. Чем больше таких проектов будет запущено, тем больше банков будет востребовано и тем большее внимание они будут уделять инфраструктурному сектору.
Необходимо также отметить, что до сих пор не урегулированы вопросы налого обложения и бухгалтерского учета в концессионных и ГЧП-проектах, что в некоторых случаях приводит к их удорожанию и, как следствие, к тому, что государство берет на себя избыточные обязательства. Кроме того, существуют некоторые вопросы к правоприменительной практике бюджетного кодекса и тарифного регулирования в таких проектах.
Что финансовые институты готовы на сегодняшний день предложить бизнесу для реализации инфраструктурных проектов?
Менталитет финансовых институтов меняется: еще несколько лет назад у них были совершенно иные лимиты кредитного риска на инфраструктурные проекты. Сейчас интерес к ним вырос, и эта тенденция продолжается. Причем некоторые банки не только кредитуют такие проекты, но и заходят в капитал, несмотря на то что в настоящий момент мы наблюдаем ужесточение требований Центрального банка РФ в части оценки норматива достаточности капитала.
Это значит, что инфраструктура представляет собой достаточно привлекательный актив, сопоставимый со стабильными долгосрочными инструментами, если рассматривать ситуацию в плоскости "риск - доходность". На мой взгляд, пришло время разработки креативных схем финансирования, которые, с одной стороны, будут подчинены существующему законодательству, а с другой - будут удовлетворять требованиям "банкуемости" финансовых институтов.
Инфраструктурные проекты в каких отраслях на сегодняшний день наиболее интересны банкам и почему?
Есть отрасли, которые характеризуются неплохой доходностью, хотя в целом кредитование инфраструктуры для банков низкомаржинально. Не потому, что у них очень высокие ставки, а из-за дорогого фондирования в рублях. К тому же оно, как правило, недолгосрочно. Чтобы кредитовать инфраструктурные проекты, нужны ресурсы на 10-15-20 лет, и не все финансовые учреждения могут предоставить рубли на такой длительный срок.
Мне кажется, что в некоторых отраслях назревает восстановление изношенных фондов. Например, в ЖКХ, где, по разным оценкам, изношенность фондов составляет в среднем около 60 процентов. Естественно, это огромные возможности для инвестирования.
С другой стороны, эти отрасли, в основном тарифообразуемые, характеризуются тем, что выручка здесь практически напрямую зависит от тарифа, устанавливаемого государством, причем не на длительный период. Поэтому кредитовать такие проекты на небольших сроках и под значительный процент - попросту убивать их. Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу длинных и дешевых денег.
В целом любой инфраструктурный проект, даже в социальной сфере, может быть достаточно доходным для акционеров, и они способны обслуживать долг свыше 10-15 лет по ставкам, которые предлагают банки.
Какие проекты сегодня реализует Газпромбанк? Как осуществляется их финансирование?
Газпромбанк участвует в нескольких ГЧП-проектах федерального и регионального значения. Среди них - Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге и платная автомобильная дорога (Москва - Минск) М1. Подобного рода готовых проектов в России немного, и все они, как правило, находятся на стадии строительства. Мы также внимательно следим за секторами железнодорожных перевозок, строительства железнодорожных сетей и развития платных автомобильных дорог, за программами государственной компании "Автодор" и планами по объявлению конкурсов концессионных и операторских контрактов.
Что касается процедуры финансирования, то она крайне сложная. Это прежде всего многообразие документов: помимо основного договора о ГЧП или концессионного соглашения заключается ряд других соглашений. Ведь, как правило, такие проекты финансируются путем синдикации за счет вовлечения нескольких финансовых институтов. Обычно процесс согласования документации занимает длительное время (до одного года и более) и в переговорах участвуют как государственные органы, ответственные за реализацию проекта, так и частные партнеры, победившие в концессионных либо ГЧП-конкурсах.
При этом государство играет важную роль, поскольку оно берет на себя те обязательства и риски, которыми может наиболее эффективно управлять. К ним среди прочих относятся различные обязательства государства в рамках событий дефолта в части компенсации старших кредиторов и акционеров проектной компании, дополнительные гарантии в случае выпуска облигаций со стороны правительства РФ либо региональных властей, если проект реализуется в регионе.
В основе инфраструктурных проектов лежит матрица рисков, и все основные риски на стадии строительства и эксплуатации делятся между государством и частным партнером. Это фундамент, на котором стоит любая сделка проектного финансирования.
Газпромбанк участвует в разработке федерального закона о ГЧП. Какие вопросы решит его принятие?
Закон, в котором сосредоточен самый передовой опыт в области ГЧП, необходим. Главное, чтобы он не отменял действующие нормативные акты и законы, на основе которых уже идет работа над проектами, поскольку в таком случае их реализация будет поставлена под угрозу.
Иногда в проектах ГЧП государство участвует напрямую, субсидируя строительную или эксплуатационную фазу, иногда - за счет предоставления гарантий. Предложенный закон может стать свое образным "зонтиком", который позволит регионам, с одной стороны, усовершенствовать существующее законодательство в области ГЧП, а с другой - иметь четкую нормативную поддержку для реализации подобных проектов.