Уфа сыграла огромную роль в жизни и творчестве художника. Несмотря на то, что Михаил Васильевич покинул ее еще в юности, здесь оставалась его семья, которую он навещал каждое лето. В Уфе им написано немало картин, в том числе и самая знаменитая - "Видение отроку Варфоломею".
Основным событием трехдневной программы стала всероссийская выставка картин знаменитого живописца из 22 музеев страны и двух частных коллекций. В экспозицию вошло колоссальное количество работ - 187. Они заняли все залы Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова, основанного художником в 1913 году.
18 произведений для уфимской экспозиции предоставила Третьяковка, 17 - Русский музей. Такого собрания не увидеть больше нигде.
В коллекции башкирского музея собрано 107 произведений Нестерова. Значительную часть составляют дары самого художника и членов его семьи. Многие из них можно увидеть на открывшейся выставке. Это ранние работы, несколько камерного характера, масса эскизов, то есть всего того, что позволяет войти в приватный мир живописца. А вот картины, прибывшие из Москвы, Саратова, Чебоксар, Волгограда, Казани и других городов, знаменующие этапы творчества, усиливают экспозицию за счет своей фундаментальности.
Старинный особняк лесопромышленника Лаптева, в котором расположен музей, как будто вернулся на полтора века назад настолько органично вписались в его интерьер произведения великого уфимца.
Одну из картин, "Христову невесту", главный хранитель Приморской государственной картинной галереи Алена Доценко привезла из Владивостока буквально в день открытия выставки. Определенную "домашнесть" придали экспозиции предметы, принадлежавшие художнику и его родным. Их немало, начиная с его детских туфелек и заканчивая мольбертом, а также венчальные свечи и подвенечная фата первой жены живописца, умершей после родов. Выставку освятил протоиерей Евгений Шерышев. Праздничный хор Кирилло-Мефодиевского храма пропел художнику "Вечную память", а устроителям выставки - "Многая и благая лета".
Отец Евгений напомнил, что Михаил Васильевич был прихожанином Сергиевского храма и тесно общался с тогдашним настоятелем Феодором Троицким. Эти беседы оставили глубокий след в его душе.
Как сообщила почетный гость выставки заместитель генерального директора Государственной Третьяковский галереи, академик Российской академии художеств Лидия Иовлева, ради того, чтобы состоялась уфимская выставка, главным художественным музеям России пришлось внести коррективы в свои планы, связанные с празднованием юбилея знаменитого живописца.
- Русский музей открыл серию нестеровских выставок весной, а Третьяковская галерея перенесла свою на более поздний срок, - уточнила она в беседе с корреспондентом "РГ". - Сейчас наступило время русских художников, родившихся в 60-е годы XIX века: Левитана, Коровина, Нестерова. Это три крупнейшие фигуры в истории изобразительного искусства.
Несмотря на связывающую их дружбу, художники разительно отличаются друг от друга. Каждый из них был укоренен в российской действительности, культуре, но каждый искал свой образ России. Выставку произведений Нестерова в Третьяковской галерее мы назовем "В поисках своей России".
На Нестеровские дни в Уфу приехали видные представители музейного сообщества, цвет научной мысли страны - сотрудники Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств Татарстана, Саратовского государственного художественного музея имени Радищева, а также ведущий нестеровед Павел Климов, по книгам которого сегодня изучают творчество живописца.
|
Видео: Сергей Словохотов/РГ |
Но главным гостем стала внучка художника - доктор медицинских наук, профессор Мария Ивановна Титова, для которой выставка знаменитого деда стала личным праздником.
- После Ольги Михайловны Нестеровой, это второй человек, прикипевший к Уфе, - заметила замдиректора уфимского музея Светлана Игнатенко.
Мария Ивановна также предоставила для выставки произведения из собственного собрания.
Примечательно, что никто не может назвать даже приблизительное количество картин, написанных Михаилом Васильевичем Нестеровым. Говорят, что счет идет на сотни. По словам Павла Климова, на разных мировых аукционах периодически "всплывают" новые работы, часто считавшиеся утерянными. До недавнего времени числилась в похищенных и коллекция дочери художника Ольги Михайловны, в которой было много предметов уфимского происхождения - картины, книги. Но, к счастью, по заверению Лидии Иовлевой, эту коллекцию удалось найти. Скоро она поступит в распоряжение Третьяковской галереи, и часть работ будет представлена на выставке.
Программа празднования юбилея Нестерова в Уфе включает немало мероприятий. В их числе - награждение победителей первого республиканского детского конкурса имени М.В. Нестерова, который сразу стал международным и собрал более трех тысяч работ.
Завтра обладатель Гран-при удостоится чести вместе с внучкой Нестерова посадить именное дерево в сквере, который откроется на улице Ленина и будет носить имя великого земляка.
Кроме того, в Уфе проходит всероссийская научно-практическая конференция "Первые Нестеровские чтения". Гости праздника побывают в любимых местах художника, запечатленных на его картинах и о которых он писал в своих мемуарах.
Директор подмосковного дома-музея Сергея Дурылина (друга художника) Геннадий Лебедев рассказал, что его просто потрясла встреча с родиной Нестерова.
- Мы еще только подъезжали к Уфе, а я уже видел холмы, которые писал художник, и город сразу стал для меня родным, - сказал он.